О «сретенских свечах»
Обычай освящать церковные свечи в день Сретения пришел в Православную церковь в XVII веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий».
Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествия с зажженными свечами в праздник Сретения Господня. Эта традиция была учреждена папой Сергием в противовес, как некоторые думают, языческому празднику, который праздновали в этот день с зажженными факелами в честь Феба, Прозерпины и других богов. В наше время обычай освящать свечи на праздник Сретения Господня соблюдается не везде.
В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды.
Так, например, во многих храмах еженедельно служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, т.е. «великой святыней», и имеет особую силу.
Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.
«Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи; можно их возжигать и в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай возжигать эти свечи великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных евангелиях.