Великий покаянный канон Андрея Критского читается в первые четыре дня Великого поста.
Канон читается целиком в четверг (чаще всего в среду вечером) пятой седмицы Великого поста
О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя».
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах>>
Канон св. Андрея Критского в стихах>>
Канон св. Андрея Критского
Это великое произведение звучит в православных храмах всего мира в первую неделю Великого поста. Когда, как не в эти дни, христианину должно задуматься о покаянии, очищении своего сердца, об участи, ожидающей его за порогом земной жизни. Несомненно, памятование это должно сопутствовать нам всегда. Но так ли часто мы обращаемся к нему?
Священные дни Четыредесятницы – времени особого покаянного настроя – не зря начинаются с чтения канона критского пастыря. Наполняя свой труд множеством чудесных библейских примеров, преподобный Андрей взывает к душе, просит ее покаяться подобно мытарю, разбойнику, блуднице. Примеры эти свидетельствуют о том, что искреннее, чистое, сердечное покаяние всегда будет принято Господом. Грехи, омытые слезами покаяния, будут прощены, насколько бы не были они тяжелы и ужасны.
Преподобный Андрей Критский вспоминает о нераскаявшихся, о грешниках, так и не примирившихся с Господом. Обращаясь к душе, святой напоминает ей о тяжести и безнадежности их участи, просит душу не погубить себя, не последовать их примеру.
* * *
В православных храмах Покаянный канон преподобного Андрея Критского, архиепископа Иерусалимского, за великопостным богослужением читают уже более тысячи лет...
Канон включает в себя 250 тропарей, но великим его назвали не только из-за небывалого числа молитвенных песнопений – в нём бережно собраны высокие духовные истины; показан путь души, испытывающей жажду спасения; с сокрушением сердца вновь и вновь переживаются события, описанные в Ветхом и Новом Завете. Это покаянный плач осознающего себя грешным человека. Слёзы, пролитые святым Андреем Критским, символизируют собой восстановление природы Божьего творения, задуманного как совершенное, но по собственной злой воле повреждённого грехом.
Канон побуждает к трезвению всё человечество, непрестанно согрешающее против своего Творца. Только бы к каждому из нас пришло понимание глубины падения и искреннее желание избавиться от духовной порчи: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». В этой горячей молитве – крик чада, всеми силами стремящегося вернуться в объятия любящего Отца.
Со смирением откроем же и мы свои сердца Господу, отвратимся от терзающих нас страстей, чтобы от греховного плена избавилась душа навсегда.