ПОКЕМОН – НАХОДКА ДЛЯ ШПИОНА
БЕЗОБИДНА ЛИ ОХОТА В ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Миллионы землян всматриваются в экраны смартфонов, чтобы сцапать виртуальное существо. Оказывается, улицы городов, квартиры, парки и кафе полны забавных и жутковатых тварюшек всех мастей. Это – десант инопланетян или мир окончательно слетел с катушек? И что за поветрие такое этот Pokemon Go – модная забава, злонамеренная каверза или нечто вовсе небывалое?
Суть игры, или Призрачный шанс для миссии
Новшество в том, что игрок не сидит, где ему удобно, а вынужден перемещаться по реальному пространству. На экране смартфона отмечаются точки с высокими шансами поймать покемона – «покестопы» (pokestop), а также «спортзалы» (gym), где питомца можно тренировать. Подобные места программа может обнаружить где угодно. В том числе и в хра- ме, так что благодаря новой игре в церковь – вдруг! – могут зайти люди, обычно пробегающие мимо. Некоторые миссионеры усмотрели для себя в этом шанс: если мы – ловцы человеков, то почему бы нам не ловить их на покемонов?
Католики Европы и Северной Америки охоту на покемонов считают большим благом для Церкви. По сообщениям Католического новостного агентства (CNA), настоятели храмов и миссионеры в штатах Небраска, Вирджиния и Колорадо, чьи костелы оказались в числе покестопов, вовсю пользуются подвернувшейся воз- можностью для проповеди. Миссионеры штата Теннеси опубликовали в своем блоге ряд полезных советов: повесить информационные таблички, назначить людей, которые будут встречать игроков и помогать им с перемещением по храмовой территории, организовать столы с напитками и закусками. А в одной из петербургских синагог за поимку покемона даже премируют бутылкой кошерного вина.
Подобным же образом отлавливают игроков банки, кафе, ночные клубы, да и вообще любые заведения, где обнаруживаются покестопы. Покемону, твари виртуальной, совершенно безразлично, поймали его в храме или в блудилище. Но человек-то обязан видеть разницу! В общем, если Pokemon Go и предоставляет шанс для проповеди, то он не более реален, чем сам покемон.
В реальной западне
Католические церкви Мексики и Латинской Америки относятся к новому увлечению с опаской. Как заметили мексиканские католические активисты, компания-разработчик игры, Niantic Labs, изначально создана как одно из подразделений корпорации Google, а в числе спонсоров проекта есть связанные со специальными службами США фонды. Если внимательно почитать пользовательское соглашение Pokemon Go, обнаружится: разработчики снимают с себя всяческую ответственность за возможный вред от утечек.
А информации игра собирает немало. В частности, она получает полный доступ к аккаунту Google: способна сама читать и рассылать от вашего имени почту, открывать документы и изображения, проверять удаленные вами файлы. Приложение отслеживает ваши перемещения, передавая данные о каждом шаге. К игре могут цепляться компьютерные вирусы и троянские программы, ворующие ваши личные данные.
Конечно, в известной степени все вышесказанное справедливо для любой современной программы. Но именно в Pokemon Go смартфоны игроков передают непрерывный поток видеоданных в реальном времени. Программа обеспечивает обзор точек «покестопов» в течение длительного срока, причем панорамный, укрыться от которого практически невозможно. Многие телеканалы (к примеру, российский LifeNews) вовсю пользуются услугами «гражданских репортеров» – людей со смартфонами, снимающих необычные события быстрее, чем ведущие информагентства.
Здесь принцип тот же самый, только масштаб значительно больше – настолько, что специалисты по информационной безопасности обеспокоены не на шутку. К примеру, член египетского комитета по обороне и национальной безопасности Хамди Бакхит открыто заявил: приложение Pokemon Go может быть использовано для шпионажа против Египта. К тому же ловцы покемонов – желанная добыча для преступников: погруженные в виртуальный мир игроки не успевают следить затем, что происходит в реальном. Грабители посообразительней уже догадались, что можно просто устроить засаду у покестопа. Игроки туда сами придут со своими смартфонами, кошельками и золотыми украшениями.
Мне скучно, бе(с)з…
Конечно, покемоны «ненастоящие». Как и любой объект дополненной реальности, они не существуют, как вещи. Однако игроки взаимодействуют с ними – пусть и опосредованно, через телефон, но все же – и тем самым добавляют подлинности виртуальному монстрику. Покемона нет – но мы ведем себя так, будто бы он есть… И случается, покемоны действительно являются.
Известен феномен, называемый буддистскими мистиками тульпой; речь идет о разновидности психического расстройства, проявляющегося на почве чрезмерной увлеченности персонажами игр, фильмов или мультфильмов. У больного возникает устойчивая оптическая, акустическая и тактильная псевдогаллюцинация, принимающая вид этого персонажа – девушки, дракона, единорога и т.д. По сути, это «воображаемый друг» из детства, ставший чуть менее дружелюбным; при длительном контакте с тульпой неизбежно тяжелое повреждение психики.
Как говорил святой Григорий Синаит, различение духов требует неспешности и большой рассудительности. Не спешите поддаваться навязываемым вам виртуальным условиям – не только правилам игры, но также и создаваемому вокруг нее ажиотажу, страхам, истерии. Мы стремимся пребывать в Духе и Истине – так зачем уделять так много внимания мороку?
Не стоит спешить переосвящать храм, где найден покемон, или брызгать по углам святой водой «от богомерзкого Пикачу». И в людях, увлеченных ловлей «птичек», «змеек» и «белочек» в храме, надо видеть пребывающих в заблуждении братьев. Заодно – вежливо и благожелательно, со всей добротой, но строго и доходчиво объясняя, что такое храм и чем он отличается от покестопа.
"Православная Москва" № 14 (603) июль 2016 г.