Ливадия – поселок городского типа, центр Ливадийского поселкового совета (городской округ Ялта).
Расположен в 3,5 км от города Ялты.
Площадь поселка – 174,9 га, население – более 1,6 тыс. человек.
День поселка – последняя суббота сентября.
В состав Ливадийского поселкового совета входят поселки городского типа Виноградное, Курпаты, Ореанда; поселки Высокогорное, Горное, Куйбышево, Охотничье (Ай-Петри).
Знакомство с западным курортным побережьем начинается с бывшего императорского удельного имения «Ливадия».
В конце XVIII в. на месте Ливадии существовало небольшое греческое поселение архипелажских греков, которые, после присоединения Крыма к России, исправно несли службу по охране южного крымского побережья. Среди них были полковник Ламброс Кацонис и поручик русской армии Феодосии Ревелиотти, служившие в Балаклавском батальоне. Полковник Кацонис, получив вознаграждение от государя императора, неподалеку от Ялты приобрел усадьбу и назвал ее «Ливадия» в честь родной греческой Ливадии.
Национальный герой Греции в 1805 г. похоронен в своем крымском имении. В дальнейшем Балаклавским батальоном командовал Ф. Ревелиотти. Он скупил по низким ценам земельные наделы у своих подчиненных и стал в начале XIX в. одним из крупных землевладельцев.
В 1834 г. имение «Ливадия» приобретает польский граф Л. Потоцкий. Вскоре он приглашает молодого ялтинского архитектора К.И. Эшлимана (1808-1893 гг.) построить ему усадебный дом, вокруг которого на площади в 40 десятин садовник Э. Делингер закладывает парк в ландшафтном стиле. В начале 1860 г., после кончины графа Потоцкого, его дочери продают имение удельному ведомству.
Имение было куплено с землями и постройками за 350 тыс. рублей серебром. В качестве дара по Высочайшему указу его получает императрица Мария Александровна. Вскоре под наблюдением архитектора К.И. Эшлимана в нем производится небольшая реконструкция строений. После первого посещения Ливадийского имения императорской семьей министру двора В.Ф. Адлербергу дается Высочайшее указание о коренной реконструкции имения и строительстве новых зданий для размещения свиты, служб и гофмаршальской части.
Проект реконструкции, имения заказали придворному архитектору Ипполиту Антоновичу Монигетти (1819-1878 гг.). Весной 1862 г. И.А. Монигетти представил проекты реконструкции и постройки новых строений общей стоимостью более 300 тыс. рублей. Уже осенью 1862 г. строились церковь, малый дворец для наследников, реконструировался Большой дворец, хозяйственные постройки, казармы для солдат охраны имения, телеграфное помещение, кухни, конюшни и многое другое. Под наблюдением садовника удельного ведомства Геккеля благоустраивался парк, в то же время благоустраивалось более 20 км парковых дорожек.
В августе 1866 г. зодчий представил комиссии по приемке имения опись, в которую вошли более 70 строений на общую сумму сделанных работ (около 600 тыс. рублей).
В своих отчетах архитектор часто отмечал, что большинство построек им произведено «в татарском вкусе» или «во вкусе татарской избы», то есть в индивидуальных стилевых приемах, присущих крымскому романтизму с восточными мотивами. Из построек Монигетти сохранилась дворцовая церковь Воздвижения Честного Креста, исполненная в грузино-византийском стиле. Имение украшали также различные малые формы: фонтаны, беседки, декоративные скамьи, вазы. Среди сохранившихся – турецкая беседка, расположенная на небольшой возвышенности с проходящей под ней через тоннель аллеей.
В создании летней царской резиденции принимали участие многие мастера и художники, высококлассные специалисты. На площади более 350 га за короткое время было выстроено первоклассное имение.
Наряду с царскими постройками в Ливадии строились и другие здания. В 1874 г. возведена однокупольная церковь Вознесения в византийском стиле по проекту архитектора А.Г. Венсана. Осенью 1894 г. в ней состоялась прощальная панихида по императору Александру III, который неожиданно скончался в Малом Ливадийском дворце.
Ливадийское имение продолжало реконструироваться и расширяться. В работе над ним в разные годы принимали участие архитекторы: Н.А. Штакеншнейдер, А.А. Бибер, В.А. Шретер и другие.
Неподалеку от имения на Чайной горке разрешалось селиться парковым рабочим, виноградарям, священнослужителям и другому простому народу. По проекту архитектора В.А. Шретера строится школа. Для высших и низших чинов, обслуживающих имение, возводятся жилые дома, а для солдат казармы.
Обветшалые постройки с годами заменяются новыми. В начале XX в. конюшня, ранее построенная по проекту Монигетти, реконструируется под руководством А.А. Бибера. На здании появляется башня с часами и скульптурными изображениями лошадиных голов. Вместо старых, снесенных фрейлинского и свитского домов, строится дворец министра императорского двора. Здание из серого гаспринского камня в стиле «модерн» привлекает необычным архитектурным обликом (А.А. Бибер).
В начале века начинается третий этап строительства в Ливадийском удельном имении. Дело в том, что дворец, построенный И. Монигетти, уничтожала сырость, вызванная высоким уровнем грунтовых вод. В начале 1904 г. комиссия специалистов рекомендовала сделать капитальный ремонт старого дворца, но владельцы в конце 1909 г. решили его разобрать. В январе-марте 1910 г. старый Ливадийский дворец разобрали с условием, что новый будет построен к сентябрю 1911 г.
Возведение нового дворца поручили возглавить придворному архитектору Николаю Петровичу Краснову. К тому времени Н.П. Краснов был уже известен как талантливый архитектор, занимавший должность городского архитектора Ялты в 1888-1899 гг. и построивший несколько десятков престижных зданий, которые своим архитектурным обликом украсили южнобережье. Он же возводил дворцы для Великих князей Романовых – «Харакс» и «Дюльбер», а также женскую гимназию и мужской пансион в Ялте.
В первоначальном варианте Краснов изображает дворец квадратным в плане. Однако в процессе работы план заметно меняется, удлиняется в южную сторону и становится асимметричным. Центральный вход автор переносит на северный фасад. Слева на углу восточного фасада разместились наружная лестница и галереи. Справа появилась башня. Центральный вход задуман в виде выступающего портика с тремя полуциркульными арками, опирающимися на спаренные, хорошей пропорции колонны с капителями коринфского ордена.
Общий объем дворца задуман в разновысотной композиции от трехэтажной башни до одноэтажной столовой, расположенной справа. Членение восточного фасада выступающими фрагментами лишает его монотонной протяженности. Южный фасад, на который выходят терраса и окна кабинета императора, имеет лаконичный и нарядный вид.
С западной стороны к дворцу, как и раньше, примыкает церковь, перестроенная еще И.А. Монигетти из католической часовни дворца Потоцкого. Автор удачно разместил ее в общем дворцовом комплексе. В районе церкви, перед ее входом, организован великолепный итальянский дворик, окруженный со всех четырех сторон аркадой из полуциркульных арок, опирающихся на колонны с капителями дорического ордера.
Ливадийский дворец построен под руководством Краснова за удивительно короткий срок (17 месяцев). Современники высоко оценили творения архитектора. В журнале «Зодчий» за 1913 г. академик Ф.Г. Беренштам писал: «Дворец спроектирован в итальянском Ренессансе... XV-XVI вв. Основой для составления композиции дворца послужили памятники Флоренции. При строительстве нового дворцового комплекса были выполнены большие работы по инженерной защите придворцовой территории и по инженерному оснащению всех строений комплекса».
Но императорской семье в новом дворце пришлось отдыхать всего несколько раз.
Под натиском революционных преобразований меняется социальный и экономический уклад Российского государства.
В начале 1920-х годов в бывшем удельном имении происходят большие перемены. Здесь открывается первый крестьянский санаторий. В апреле 1925 г. в Ливадийском дворце готовились к приему первых гостей – 150 крестьян-курортников. Еще 230 человек намечено было разместить в свитском корпусе. Уже в начале 1930-х годов на курорте Ливадии отдыхали и проходили единовременно лечение более 1,5 тыс. человек.
В Ливадийском санатории имени Сталина в то время размещалось 850 человек.
В 1941 г. здравницы в связи с оккупацией Крыма закрылись и эвакуировались. Только после освобождения Ялты, в апреле 1944 г., в Ливадии появились строители. Перед ними ставилась задача – подготовить дворец для проведения Ялтинской конференции глав правительств трех держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Конференция состоялась в феврале 1945 г. Принятые на ней решения имели большое историческое значение. После Крымской конференции Ливадийский дворец становится на несколько лет государственной дачей. Только осенью 1953 г. состоялось возрождение и второе открытие санатория «Ливадия» на 400 человек.
Последующие десятилетия прошли в энергичном развитии. Кардиологическая здравница пополнялась новыми корпусами, получала новое оборудование. В 1963 г. вступила в строй действующих новая водолечебница. В 1977 г. построены великолепные лифтоподъемники, которые вот уже более двух десятков лет доставляют гостей здравницы и отдыхающих курорта на пляж к берегу моря. В средине 1970-х годов сооружено новое здание клуба-столовой на 800 мест со зрительным залом на 400 мест и просторное фойе для проведения вечеров отдыха.
Здание построено неподалеку от свитского корпуса (№ 2) по проекту специалистов ялтинского филиала проектного института «Укркурортпроект» (архитекторы: С.В. Пахомова, Ю.Г. Шевцов, инженер В.Ф. Налимов). В начале 1990-х годов вступил в строй действующих корпус № 10 на 100 мест (арх. Н.Г. Владыкина). В бывшей электростанции Ливадии первые посетители уже услышали чарующие звуки органа, созданного великолепным мастером своего дела, музыкантом, талантливым человеком Владимиром Хромченко. Благодаря его стараниям и целеустремленной работе на курорте создан еще один уникальный очаг культуры – Центр органной музыки.
Не забывали в профсоюзной здравнице и о парковой зоне – памятнике садово-парковой архитектуры начала XIX в. В 1975-1985 гг. в парке проведены большие работы по благоустройству. Работниками РСУ «Курортзеленстроя» под руководством инженера Б.Ф. Булахова от лечебного пляжа санатория по Солнечной (Царской) тропе проложен терренкур протяженностью более 8 км.
Царская тропа начинается в Ливадийском парке, сразу же за вторым по величине зданием дворцового комплекса – свитским корпусом. Она проходит по Ореанде, мимо белой романтической колоннады, господствующей над большим старинным парком и дикими скалами. Затем – скала Крестовая (прежнее название Урьянда), названная так после того, как императрица Александра Федоровна (супруга Николая I) в 1837 г. повелела установить на ней деревянный крест и посадить куст лавра. Впоследствии крест был заменен на чугунный с отверстиями для иллюминаций. Сейчас креста нет, но вид со скалы по-прежнему воодушевляет.
На территории Ливадийского курорта расположены: санатории «Ливадия», «Узбекистан», «Черноморье», «Нижняя Ореанда», «Пограничник», «Горная здравница», «Горный», «Золотой пляж»; курортно-оздоровительный комплекс «Курпаты», пансионат «Пальмира-Палас», детский оздоровительный лагерь им. Г. Титова.
Достопримечательности поселка: Ливадийский дворец-музей, Ливадийский парк, Солнечная (царская) тропа, Центр органной музыки, музей «Поляна сказок», зооуголок «Сказка», водопад «Учан-Су», акватория «Театр морских животных» в пос. Виноградное.
Площадь территории Ливадийского поселкового поселения – около 5,8 тыс. га, население – более 4,5 тыс. человек.
На территории поселения расположены: Ялтинская городская больница №1, учебно-воспитательный комбинат (школа-сад), Государственное предприятие «Ливадия» Национального производственного-аграрного объединения «Массандра» (ранее винсовхоз «Ливадия», совхоз-завод «Ливадия»), верхняя станция канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри» (плато Ай-Петри).
Для увеличения кликнуть на картинке