Иерархические награды Украинской Православной Церкви
І. Преамбула
Награды Украинской Православной Церкви (дальше награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, возобновлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.
ІІ. Иерархические награды Украинской Православной Церкви
Служат для поощрения архиереев и клириков, удостоверяя достойное прохождение ими церковного служения.
Иерархическими наградами являются:
- повышение в сане;
- элементы литургического облачения, которые несут духовное значение;
- богослужебные отличия (служение Божественной Литургии с раскрытыми Царскими вратами к Херувимской песне, или к "Отче наш").
В соответствии со своей градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священников и диаконства. Вручение наград для священника и диаконства осуществляется правящим епархиальным архиереем, или, по его благословению, – викарным архиереем. При вручении иерархических наград архиерей произносит "аксиос" (достоен). Награды клириков в форме служебных отличий регулируют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.
Иначе хиротония – рукоположение – богослужение, во время которого происходит таинство священника – посвящение в священнослужители. Рукоположение происходит в диаконы (из иподиаконов), в священники (из диаконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. В диаконы и священники рукоположение делать может один архиерей; в архиереи рукоположение происходят собором архиереев.
Рукоположение в диаконы происходят на литургии после евхаристического канона. Тот, кто посвящается, вводится в алтарь через врата Царские, трехкратно при пении тропарей обводится вокруг престола и потом становится на одно колено перед престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову того, кто посвящается, сверху кладет руку и читает тайноразрешительную молитву. После молитвы архиерей снимает крестообразно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом "аксиос".
Рукоположение в священники происходят на литургии после большого входа подобным чином – рукоположенный становится на оба колена перед престолом, читается тайноразрешительная молитва, рукоположенного одевают в священнические облачения.
Рукоположение в архиереи происходят на литургии после пения трисвятого перед чтением Апостола. Рукоположенный вводится в алтарь через Царские врата, делает три поклона перед престолом и, став на оба колена, кладет сложенные крест-накрест руки на престол. Архиереи, которые осуществляют рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, самый главный из них читает тайноразрешительную молитву. Потом произносится ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом "аксиос" в архиерейский наряд.
Омофор – принадлежность богослужебного наряда архиерея. Существуют большой и малый омофор. Большой омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, впереди сшитая или закрепленная пуговицами. Ектения – молитвословие, которое начинается с призыва к молитве и состоит из ряда просьб и заключительного возгласа, который прославляет Бога.
Ектения произносится диаконом или священником, заключительный возглас – священником. После каждой просьбы хор поет "Господи, помилуй" или "Подай, Господи".
1. Последовательными наградами для епископата являются:
- возведение в сан архиепископа,
- возведение в сан митрополита.
Награждение осуществляется по инициативе и по решению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.
В современной Украинской Церкви архиепископ – почетный титул епархиального архиерея, жалованный Указом Блаженнейшего Митрополита за заслуги, и не является отдельной иерархической ступенью.
Митрополит – вначале архиерей, глава митрополии, – большой церковной области, которая объединяет несколько епархий. Архиереи, которые управляют епархиями, подчиняются митрополиту.
На сегодня в Православной Церкви титул "митрополит" является почетным званием после титула "архиепископ".
Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук (название древнерусского головного убора) - 1. Принадлежность облачения монаха малой схимы – головной убор в виде цилиндра, который расширяется кверху с тремя широкими лентами черного цвета, которые спускаются на спину. В чинопоследовательности пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушности. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. 2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, по форме подобный монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом.
Архиепископы – носят черный клобук с нашитым крестом.
2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями.
Право ношения второй панагии имеют Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии.
Панагия – в православии небольшая икона с изображением Богоматери, является знаком архиерейского достоинства, носится епископами на груди. Есть панагии с изображением Троицы, распятия, вознесения.
Панагии бывают разные по форме –
круглые,
овальные,
ромбовидные,
квадратные.
Право преднесения креста за богослужениями имеют Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).
Примикирий (переносной подсвечник с одной свечой) – используют Святейший Патриарх Московский и всея Руси при всех богослужениях, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейшие Митрополиты Токийский и всея Японии, Минский и Слуцкий, Кишеневский и всея Молдовы в пределах своих юрисдикций, епархиальные архиереи в пределах своих епархий.
3. Последовательными наградами для священника являются:
- Набедренник – награждение осуществляется Указом епархиального архиерея не ранее, чем через три года после хиротонии награждаемого. Это принадлежность богослужебного облачения священника Украинской Православной Церкви. Имеет вид вытянутого прямоугольника, изготовленного из ткани, в центре которого изображен крест. Так же, как и архиерейская палица, символизирует "меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6:17), Слово, которым должен быть вооружен священник и которое получило отображение в Четвероевангелии, на что и указывает прямоугольная форма набедренника.
Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правой стороны ниже пояса на бедро, а при палице (у протоиерея и архимандрита) – слева.
- Камилавка фиолетового цвета – награждение осуществляется Указом епархиального архиерея не раньше чем через три года после награждения набедренником. Камилавка – головной убор в Православной Церкви фиолетового или черного цвета в виде цилиндра, который расширяется кверху, является также наградой для священников. На сегодня черная камилавка – постоянный головной убор для рясофоров (монах низшей степени пострига, позволяется носить рясу с клобуком и черной камилавкой, но без мантии, которая вначале дается принявшему постриг), а также часть богослужебного наряда иеродиакона (еще недавно и игумена); монахам же следует носить клобук.
Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Представители белого духовенства могут получить ее только как награду. Такие камилавки, в отличие от монашеских, фиолетового цвета и сделанные из бархата.
Символично камилавка означает терновый венок Спасителя и умертвление плоти.
- Наперсный крест – награждение осуществляется Указом епархиального архиерея не раньше, чем через три года после награждения камилавкой (для монахов – набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет.
Правила ношения: надевается при богослужении поверх наряда, в повседневной обстановке – поверх рясы или под одеждой, носят на груди на бечевке или цепочке, одетой на шее.
- Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих) – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ранее, чем через 10 лет служения в священном сане.
Протоиерей - титул, который дается лицу белого духовенства как награда в Православной Церкви. Обычно бывает настоятелем храма. В торжественном или официальном языке к протоиерею, как и к архимандриту, стоит обращаться "Ваше Высокопреподобие!".
Игуменство дается в награждение монашествующему священнику (отвечает протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается участием в управлении монастырем. Игумен, который является начальником монастыря, имеет право ношения посоха.
- Палица – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ранее, чем через 5 лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих – игумена). Палица – принадлежность богослужебного наряда архиерея или архимандрита.
В символическом значении палица, как и набедренник, имеет то же понятие духовного меча, то есть Слова Божьего, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Но по сравнению с набедренником палица принадлежит к высшему уровню, поскольку символизирует еще и край полотенца, которым Спаситель вытирал ноги ученикам.
Правила ношения – навешивается под фелонь (богослужебный наряд священника) через плечо, причем палица носится справа, а набедренник – слева.
- Крест с украшениями – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ранее, чем через 5 лет после награждения палицей.
Правила ношения: надевается при богослужении поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы.
- Право ношения второго креста с украшениями – исключительная награда за особые заслуги. Награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.
- Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих) – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не менее чем через 30 лет безукоризненного служения Церкви Божьей. Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.
Митру носят архиереи, архимандриты, а также священники, которым право ношения митры дается как награждение; главной убор формы, близкой к сферической. Иногда на митре по бокам располагаются маленькие иконы – Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона сверху – Троицы или Серафима. Однако существуют протоиерейские и архимандритские митры и без икон. В современной практике Украинской Православной Церкви архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.
Начальник Иерусалимской духовной миссии в сане архимандрита также носит митру с крестом.
Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом).
- Служение Божественной Литургии с раскрытыми Царскими вратами к Херувимской песне – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ранее, чем через 5 лет после награждения митрой.
Литургия – главнейшее христианское богослужение, в котором происходит таинство Евхаристии (таинство причащения). Было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению Православной Церкви, при осуществлении таинства евхаристии хлеб и вино преобразуются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми происходит причащение. Царские врата – двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста и Благовещение, как символ того, что врата Рая вновь стали открыты для людей. Второй справа от Царских врат обычно изображается икона, которой освящен храм.
Царские врата имеют большое символическое значение в православном богослужении. Само название "Царские врата" (или "Святые врата") происходит от того, что через них входит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. В отличие от северных и южных врат иконостаса (т.н. диаконы врата), Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. Когда во время богослужения иерей или диакон открывает Царские врата, парафияне делают поясной поклон. Во время богослужения в Царские врата могут входить только священнослужители.
Алтарь – главная часть храма. В середине алтаря находятся престол, освященный архиереем для осуществления на нем литургии, жертвенник – стол, на котором происходит проскомидия, – готовится жертва евхаристии: хлеб и вино, располагается у северной стены в алтаре влево от горного места – пространство за престолом, епископская или священническая кафедра. В алтаре обычно находится ризница (обычно справа от горного места), где хранятся облачение и священные сосуды. По древней традиции, в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.
- Служение Божественной Литургии с раскрытыми Царскими вратами к "Отче наш..." – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ране, чем через 5 лет после награждения правом служения Божественной Литургии с раскрытыми Царскими вратами к Херувимской песне.
- Сан протопресвитера – награждение осуществляется в исключительных случаях, за особенные церковные заслуги, по инициативе и по решению Святейшего Патриарха.
Протопресвитер – высшее звание для лица белого духовенства в Украинской Церкви. После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам как награда за особенные заслуги. Не является отдельной степенью священника.
4. Последовательными наградами для диаконства являются:
- Двойной орарь – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ранее, чем через 5 лет после хиротонии награждаемого.
Орарь – принадлежность богослужебного наряда диакона и иподиакона – длинная узкая лента из парчовой или другой цветной ткани. Его носят не только диаконы, но и протодиаконы, а также соответствующие им в черном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы соответственно.
Орарь символизирует ангельские крылья, а сам диакон как бы уподобляется ангелу, готовому выполнять волю Божью. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя.
Правила ношения – на левом плече, поверх стихаря (богослужебное облачение священников и церковнослужителей). Различаются стихари диакона (и церковнослужителя), священника и архиерея. Стихарь диакона (и церковнослужителя) - длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек к низу, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается диаконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения и шьется из материи светлого цвета, передний более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем спускается вниз через левое плечо.
Как и другие богослужебные облачения, орари бывают разных цветов (каждый из них имеет свое символическое значение) и надеваются в зависимости от дня, в который происходит богослужение. Иподиакон надевает орарь крестообразно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя. Диакон надевает орарь крестообразно во время причащения. Архидиакон и протодиакон получают право ношения двойного ораря - двух орариев, из которых один одет, как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому и соединяется концами.
- Возведение в сан протодиакона – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ранее, чем через 20 лет служения в сане диакона.
Протодиакон – титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жалуется в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знак отличия протодиакона – двойной орарь.
Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являющимся одним из главных украшений богослужения.
- Камилавка фиолетового цвета – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ранее, чем через 10 лет после возведения в сан протодиакона.
Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.
- Возведение в сан архидиакона (для монашествующих) – награждение осуществляется Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины не ранее, чем через 30 лет безукоризненного служения Церкви Божьей.
Архидиакон – старший из диаконов в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон.
5. Настоятельницы монастырей, назначенные Священным Синодом, по должности носят наперсный крест, который вручается епархиальным архиереем. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста. За многолетнее старательное служение Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины настоятельницы монастырей могут быть удостоены сана игуменьи. Игуменьи за особенные заслуги Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины могут быть удостоены права ношения креста с украшениями.
6. Правила использования жезла и посоха.
- Жезл – служит "знаком власти над подчиненными и законным управлением ими". Также жезл является символом апостольского преемства. Жезл архипастыря является внешним отличием архиерейского сана.
Жезл архипастыря имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат в навершии, который защищает руку от мороза). Разновидностью жезла, употребляемого вне богослужения, является посох. Митрополичий жезл является внешним отличием Митрополиечего сана. Только Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины может употреблять вне богослужения жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата.
Посох – знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Различаются богослужебные – торжественные и многоукрашенные посохи, и внебогослужебные – более простые. Навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: 1) древняя форма, которая достигает VI в., – в виде перевернутого якоря; 2) форма, которая распространилась в ХVI-ХVII в., – в виде двух змей, которые извиваются кверху.
- При посещении Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины епархий Украинской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право пользоваться посохом в присутствии Блаженнейшего Митрополита. Во всех других случаях архиереи Украинской Православной Церкви не используют посох в присутствии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.
- При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Блаженнейшим Митрополитом или при его участии, жезл при богослужении и посох вне богослужения использует только Блаженнейший Митрополит, в его отсутствие (или если он не осуществляет богослужения) – главный (осуществляющий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не употребляют жезл при епархиальном архиерее, который проводит службу, и посох в присутствии епархиального архиерея.
- Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане архимандрита (игумена) Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины за церковные заслуги и внимание к монастырям, которыми они руководят, могут быть удостоены права употребления игуменского посоха при богослужении. Настоятель (наместник), удостоенный права использования игуменского посоха при богослужении, имеет право употреблять посох и вне богослужения в пределах своей обители. Во время архиерейского богослужения настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох. Настоятель (наместник) может употреблять игуменский посох при осуществлении богослужения в присутствии того, кто молится в храме, но не осуществляющего богослужения архиерея. В присутствии архиерея настоятель (наместник) не употребляет посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) архимандрит (игумен) не имеет права употреблять при богослужении игуменский посох.
- Настоятельницы женских монастырей в сане игуменьи за церковные заслуги и внимание к монастырям, которыми они руководят, могут быть удостоены права употребления игуменского посоха. Они не употребляют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности, настоятельницы монастыря игуменьи не имеют права употреблять игуменский посох.
7. Право награждения
Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом относится к компетенции епархиальных архиереев. Обо всех других наградах епархиальные архиереи подают ходатайство о награждении достойных клириков и мирян Митрополиту. Сведения о награжденных на протяжении года набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, которые подаются Блаженнейшему Митрополиту. В случае сокращения установленных межнаградных сроков из этих наград в отчете указываются причины их сокращения.
8. Порядок и сроки представления ходатайств о представлении к наградам духовенства.
Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины к началу Великого поста. Списки оформляются и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, который представляется к награждению саном протоиерея (для монашествующих саном игумена) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), добавляется послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения осуществляются к празднику Пасхи.
Представление к внеочередным наградам осуществляется отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. Межнаградные сроки могут быть сокращены при назначении клирика на должность, которая нуждается в этом, или за особые церковные заслуги.