Святой преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Дни памяти – 10 июля (обретение мощей), 23 октября (преставление)
Святой преподобный Амвросий (21.11.1812–10.10.1891) родился в селе Большие Липовицы Тамбовской губернии, в благочестивой семье, шестым из восьмерых детей. Дед его был священником, отец – пономарем.
Его мирское имя – Александр Михайлович Гренков. По окончании Тамбовской семинарии Александр назначен учителем в Липецкое духовое училище. Во время тяжелой болезни, находясь при смерти, Александр дал Господу обет принять иночество - и выздоровел.
Осенью 1839 г. поступил послушником в Козельскую Введенскую Оптину пустынь в Калужской губернии. Это было время возрождения старчества. Через послушание наставники-старцы вели своих духовных детей к спасению души. В 1842 г. принял монашество с именем Амвросий, а через три года рукоположен в иеромонахи.
Более 20 лет святой Амвросий прислуживал старцам Оптиной пустыни, совершенствуясь в послушании и духовной мудрости. В 1860 г. он принял на себя трудный подвиг старчества. За духовной помощью и наставлениями к святому Амвросию приходили люди всех сословий и званий со всей России.
Сила святого старца заключалась в его всеобъемлющей любви, смирении и совершенном незлобии. Святой Амвросий был удостоен от Господа дара прозорливости – часто он рассказывал пришедшим к нему паломникам, которых он видел впервые, о событиях из их жизни.
По его благословению создано несколько женских иноческих обителей, в том числе и особо любимый им Шамординский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери.
Старец причислен к лику святых Собором Русской Православной Церкви в 1988 г. В этом же году состоялось и обретение мощей св. Амвросия, старца Оптинского.
Самые мудрые наставления святого преподобного Амвросия Оптинского:
Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.
Три степени для спасения, как сказано у св. Иоанна Златоуста:
а) не грешить,
б) согрешивши, каяться,
в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим.
Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.
Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.
Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
Страх Божий есть начало очищения совести.
Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».
Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.