Архистратиг МИХАИЛ
Архангел Михаил – один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе.
В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).
Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола.
В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т.е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (21 ноября по нов. ст.).
Величаем вас, Архангели и Ангели!
Само это дивное празднование установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, утвердившем православное почитание святых Ангелов как верный служителей Божиих, сотворенных прежде мира видимого, прежде людей.
По слову святителя Филарета (Дроздова), «Ангелы – духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом. Имя Ангел значит Вестник. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Архангел Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя».
На Небесах существуют три иерархии ангельских сил – высшая, средняя и низшая, которые образуют, соответственно, девять ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Каждый из них имеет свой род служения Богу. При этом все указанные чины также совокупно именуются Ангелами.
Святые Ангелы, милостью Божией, наставляют нас на благие мысли и дела. Каждому человеку при Святом Крещении даётся Ангел-хранитель. По слову вселенского учителя, святителя Василия Великого, «всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание». Враги эти – темные силы, падшие ангелы (бесы), которые, будучи сотворены для служения Господу, возгордились и восстали против Милосердного Создателя. За это они были низринуты с Неба. Поверженные духи стараются обольщать людей, направить их по ложному, гибельному пути, внушать им ложные мысли и злые желания. Поэтому мы должны духовно бодрствовать, молиться, размышлять о Господе, призывать Его Святое Имя, посещать храм Божий, тогда никакие козни диавольские не страшны будут нам!
С особенным чувством воспеваем мы ныне славу Архистратигу Божию Михаилу – вождю святых Ангельских Сил. В момент восстания возгордившихся духов он явил всю неизмеримую высоту верности заповеди Господней. «Никто как Бог!», − воззвал он, обращаясь к Воинству Небесному. Этими словами Архангел зримо засвидетельствовал, что признает только Единого Бога – Святую Живоначальную Троицу – Истинного Владыку бытия.
Будем же и мы, дорогие братия и сестры, учиться у святых Ангелов простоте, верности и неизреченной любви ко Господу, славословя дивное служение их: «Величаем вас, Архангели и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа»!