Собор Всех святых, в земле Русской просиявших
Неделя 2-я по Пятидесятнице (второе воскресенье после Троицы), 7 июля в 2024 году.
Собор Всех святых, в земле Русской просиявших – праздник Пятидесятницы, посвященный празднованию памяти всех русских святых.
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых.
Современное празднование Всех Святых, в земле Русской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.
В докладе был сделан обзор истории службы новым российским чудотворцам и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Святой Горе. Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в 1-е воскресенье Петрова поста.
Сегодня праздник нашей поместной Русской Православной Церкви — День Всех святых, от века в земле Российской просиявших. День этот, его песнопения и чтения, заставляет задуматься об истории нашей Церкви, одной из Церквей-сестер Вселенского Православия, о ее судьбах, современном состоянии и о каждом из нас как о членах ее тела. Являемся ли мы любящими и верными ее чадами – или лишь случайными посетителями ее храмов?
Сегодня, обращаясь к опыту близких и далеких наших предков, необходимо осознать, что мало быть верующим, – надо быть воцерковленным, то есть жить регулярной духовной жизнью, регулярно участвовать в Таинствах Церкви, в ее молитвах, жить ее радостями и болями. Воцерковляясь, мы приобретаем опору, делаем свою жизнь богаче и содержательнее, приближаемся к совершенной радости.
После 1917 г. началась героическая эпоха в истории Русской Православной Церкви – эпоха массового мученичества. Русская Церковь, выдержав десятилетия гонений, сохранила чистоту Православия.
Если мы канонизируем всех наших мучеников, то сонм святых в Русской Церкви будет больше, чем во всех других поместных Церквях вместе взятых.
В Магадане вырыли ров, триста священников загнали в него и засыпали живыми. Земля три дня дышала человеческими легкими. 40 священников были зарыты живыми на Смоленском кладбище Ленинграда. Тысячи и тысячи расстрелянных, миллионы погибших в тюрьмах и лагерях. Когда вели на расстрел митрополита Владимира, он не извергал из уст своих проклятия убийцам, а пел песнопения чина монашеского погребения.
Эти святые мученики зовут нас не к мести и ненависти, а к молитве, твердости в вере и любви. Их кровью полита земля России, и их молитвами восстает ныне Русская Церковь. Но спросим себя: достойны ли мы их крови? Достойны ли мы быть наследниками их памяти? Чего мы сами хотим, к чему стремимся? В нашем ответе на этот вопрос – наше будущее. Променяем ли мы нашу веру на материальные блага Запада и духовные лжеучения Востока или укрепимся в Православии?