Благоверный Константин князь Мангупский
Дни памяти – 3 июня, 15 октября
Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве преподобный Кассиан грек, Угличский чудотворец.
Мангупский князь Константин происходил из древнего рода Византийских императоров дома Коминых, имевшего в своем владении княжество Мангупское в Крыму, населенное в большинстве православными, но тут жили и паписты, караимы и евреи.
Мангупское княжество, как и весь Таврический полуостров, в половине XV столетия находилось под игом мусульман и нравственным гнетом папистов-миссионеров, явившихся в Тавриду в XIV столетии под видом купцов Генуэзской республики; влияние их на православных было так тяжело, что князья Кафы и Мангупа, предшественники Константина, еще в 1392 году оставляли свои владения и искали убежища в Московском государстве, так и Константин претерпевал от нашествия турок и преследуемый папистами, вынужден был оставить свои владения в Крыму, а поселиться у своего родственника Фомы, деспота Морейского, у которого была дочь София.
Из Мореи Константин сопровождал Софию в Рим и оттуда в Россию, когда она выходила замуж за царя Иоанна III. София прибыла в Москву 12 ноября 1473 г., сопровождаемая большою свитою, состоявшею из римлян и греков. Великий князь московский Иоанн III Васильевич после бракосочетания с царевною Софиею богато одарил сопровождавших его невесту; некоторые из них возвратились обратно в Рим, другие остались в России, награжденные вотчинами и поместьями, поступили в русскую службу.
Князь мангупский Константин, по кротости своего характера и смирению, не мог долго находиться при великокняжеском дворе и определился боярином к Ростовскому архиепископу Иоасафу, который вскоре оставил труды по епархиальному управлению и удалился в Ферапонтов Белозерский монастырь; князь Константин поехал вместе с уважаемым архиепископом, и, желая в Ферапонтовом монастыре проводить жизнь подвижническую, поселился в особой келье, где вручил себя руководству старца священномонаха Филарета, мужа исполненного страха Божия и любви; потом был пострижен в монахи и наречен именем Кассиана; будучи иноком, проходил со смирением все монастырские послушания, не оставляя своего келейного правила.
В это же время в Ферапонтове монастыре жил преподобный Нил, впоследствии основатель Сорского скита, с ним Кассиан проводил время в собеседовании о богомыслии, а потом находился в переписке. Через несколько времени преподобный Кассиан с некоторыми из братий оставил Ферапонтов монастырь, отправился в лодке по Волге и остановился на берегу устья реки Учьмы, при впадении ее в Волгу; облюбовав место, они поставили келии, проводили время в посте и трудах.
Слава о подвигах и духовной жизни Кассиана вскоре дошла до князя Углицкого Андрея Васильевича, который, желая видеть святого старца, послал за ним на Учьму. Когда преподобный пришел к князю, то после встречи много беседовал с ним, причем преподобный Кассиан просил позволения учредить монастырь, князь не только дал свое согласие, но и наградил его богатою милостынею на устроение монастыря.
В то же время родился у князя Андрея сын Дмитрий, и преподобный Кассиан был восприемником его при святом крещении; по возвращение на устье реки Учьмы, поставил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, трапезу и новые келии: братия увеличивались приходившими не только из ближайших мест, но и из дальних стран. Потом было учреждено общежитие под управление игумена; первым игуменом избран был инок Закхей, сам же старец Кассиан остался строителем.
Обитель эту и св. старца часто посещали князь Андрей Углицкий и бояре его, отделяя монастырь богатыми вкладами, милостынею и угодьями. Однажды во время наводнения от разлива р. Волги вода затопила монастырь, многие келии и утварь церковная были унесены потоком воды; братия много скорбели, но преподобный Кассиан утешал их и увещевал повиноваться воле Божией; когда же о бедственном положении монастыря старец сказал князю Андрею, то щедротами его обитель устроена была на новом, более возвышенном месте, близ старого: построены церкви одна каменная в честь Успения Богородицы, и другая с трапезою в честь Рождества св. Иоанна Предтечи.
Обитель, снабженная и обеспеченная всем необходимым, утешала преп. Кассиана. Он жил до 102 лет, удостоился предузнать свое отшествие к Богу, призвал к себе братию и сказал им: «Се уже, братия моя возлюбленная, приходит день скончания моего, аз убо отхожу от вас к Богу, Его же измлада возлюбих, вас же предаю Спасу, Пречистой Его Матери и великому Иоанну Предтече, и по моем отшествии, братия моя возлюбленная, имейте между собою мир и любовь Божию; собрании не отлучайтеся, сиречь пения церковного, молебны пойте, и на литиях умерших поминайте, и синодик чтите; то бо суть книги животные; писано бо: аще кто поминает усопших, тот и сам поминовен будет; страннолюбия не забывайте, молю вас, нищих питайте, вдовиц заступайте от насильствующих, христиан же своих берегите, Государю и вельможам пожалуйтесь о них, а за землю домовую Пречистой единомысленно стойте, игумена своего слушайте, покоряйтеся и повинуйтеся о Господе, яко присному отцу своему».
Много других душеполезных слов изрек, исповедался и приобщился святых тайн, возблагодарил Бога и скончался в 1504, октября 4; погребен позади правого клироса в нижнем храме. При гробе его сохраняются до сего времени схима и тельный крест, им носимые.
После кончины святого Кассиана Господь прославил его многими чудотворениями; некоторые записаны в книге, хранящейся в церкви бывшего Учемского монастыря.