ПРАВОСЛАВНЫЕ СТАРЦЫ
Старец, по Воле Божией, ведает многим, нами неосязаемым, видя вперед и в ширь, как бы над временем паря в высотах духа.
Старец... В сознании православного верующего народа – это высшее духовное звание, не по внешней церковной иерархии, но по иерархии благодатности, указывающей на предельную для человека близость к Богу.
Старец – это не седой монах преклонных лет, но избранник Божий, кто «состарился в подвигах» и достиг меры мужа совершенного, то есть его чистое сердце соделалось обителью Духа Святаго.
Поэтому Старец – это всегда носитель благодатных даров Духа Святаго: рассуждения, утешения, сердечной непрестанной молитвы, исцеления, прозорливости...
Именно благодатная прозорливость (хотя, может быть, и наименее существенный дар из вышеуказанных) характерная опознавательная черта истинных Духоносных старцев. Прозорливость – от семантических составных: «про» и «зрение», отсюда и русское слово – прозреть, прозрение. То есть Старец, который находится в Духе Святом, как бы совершенно по-иному видит весь мир, он как бы прозрел от дебелости греховной слепоты – и имеет особый благодатный дар: видеть судьбы Божии в мире сем, в настоящем, прошедшем и будущем... И человеки, подобно Самарянке в беседе со Христом, из этого сверхъестественного свойства заключают, что человек, с которым беседуют, не обычный... В ветхозаветные времена таких людей называли пророками, а в аскетической традиции православия – старцами.
Весьма и весьма немногие подвижники сподобились в народе звания Старца, – в полном, самом таинственном значении этого слова, в значении «избранного сосуда Духа Святаго». Все, кто имел радость общаться с этими дивными подвижниками, отмечают, что они как бы излучали некий Свет, Свет доброты, мира душевного и радости о Господе. Сей Свет витает и ныне над местами, где подвизались святые, а особенно – у их могилки. Потому что это Свет той великой Любви, которая, по слову Писания, «сильнее смерти».