Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Август. 19-й день
Милости Божией Матери к нашей родине неисчислимы
(Празднуем Пресвятей Богородице, бывшего ради милосердия от иконы Ея святыя, нарицаемая Донская)
Милости Царицы Небесной к нашему отечеству неисчислимы. Всем известно, что в 1395 году Она спасла нашу родину от завоевателя монгольского Тамерлана, в 1480-м – от царя Золотой орды Ахмата, в 1521-м – от казанского хана Махмет-Гирея и в 1612 году – от ляхов. Но эти, всем известные, чудесные избавления Богоматерью нашей родины от врагов далеко еще не исчерпывают всех милостей Царицы Небесной к России. Есть и еще довольно событий в нашей отечественной истории, свидетельствующих о чудесной помощи Царицы Небесной русским в борьбе их со врагами.
Чтобы убедиться в этом, возьмем для примера событие праздника 19 августа в честь Божией Матери – иконы Ее Донская. Несомненно, что и оно убедит нас, что, и кроме указанных избавлений, Царица Небесная и в другие времена являла нам Свои милости. В царствование Феодора Иоанновича на Русь напали двое врагов: король Шведский пошел на Новгород и Крымский царевич Нарадын, со своим братом, – на Москву. Подошедши к Москве, Нарадын с войском расположился в окрестностях последней, на речке Котлах и на горах Воробьевых.
Феодор Иоаннович, пославший большую часть войска к Новгороду, на отражение шведов, увидел полную невозможность со своими малыми силами противостать татарам и обратился со слезною молитвою к Пресвятой Богородице, прося Ее помощи против врагов. Он вошел в Благовещенский Собор, взял оттуда чудотворный образ Божией Матери – именуемый «Донская», и с оным обошел крестным ходом стены Кремля и ряды своих воинов. Молитва благочестивого царя была услышана.
Ночью он получил откровение от Царицы Небесной, что силою Сына Ее и Бога, по Ее предстательству, враги будут побеждены, что и сбылось. На другой день, рано утром, Нарадын напал на русских и бился с ними целые сутки. Но, вдруг объял его великий страх, и он, гонимый невидимою силою Божьею, обратился со своими полчищами в постыдное бегство. Русские преследовали его, многих татар побили, многих пленили и взяли большую добычу.
Через несколько времени Нарадын, желая отомстить за поражение, в том же году снова пошел на Москву. Но и тут снова потерпел неудачу, будучи «поражен, – как говорит сказание, – десницею крепкою Сына Божия, за предстательство Богоматере, Пречистыя Богородицы». После этого благоверный царь, в благодарность Царице Небесной и в память одержанных побед, на месте, где стоял чудотворный образ Богородицы «Донская», посреди русских полков, повелел устроить в честь Богородицы церковь, основал при ней мужской монастырь и учредил в оный ежегодный крестный ход.
Но после смерти Феодора Иоанновича крестный ход был отменен, и его не было до времени воцарения Алексея Михайловича. При сем последнем татары напали на Курскую область, разорили и пожгли много сел и городов, и многих русских пленили. Царь пламенно стал молиться пред Донским образом Богоматери и, также с помощью Царицы Небесной, татар победил, прогнал и забранную ими добычу отнял. И он, приписывая свою победу помощи и заступлению Владычицы, повелел крестный ход в Донской монастырь возобновить, и ход сей совершается ежегодно, 19 августа, до настоящего времени.
Итак, и событие сего праздника убеждает нас, что, кроме в начале слова указанных избавлений, и в другие разные времена Царица Небесная являла Свои милости нашей родине. Но, конечно, и последние два события не заключают собою бесконечного ряда милостей к нам Божией Матери. Довольно сказать, что в отечестве нашем нет почти ни одного града, который бы не имел видимого залога – невидимого Ее заступления, чудотворных икон Ее, пред которыми и доселе совершаются те же чудеса, которым мы удивляемся в историях.
И если так, то все это не убеждает ли нас, что Царица Небесная есть для нас столп огненный, наставляющий нас, сущих во тьме, и покров нам, ширший облака? Что Она и от всех врагов нас избавляет, и от бед заступает? И что все мы – Ее дети, грешные, но все – любимые Ею? И если убеждает, то не должны ли мы дорожить милостями Царицы Небесной и оставаться всегда благодарными Ей?
Без сомнения, так, братие, ибо нет хуже порока, как неблагодарность. Но и желая оставаться благодарными нашей великой Заступнице, не будем забывать, что благодарность наша Ей будет приятна тогда, когда мы выразим Ей оную неуклонным хождением по путям Заповедей Сына Ее и Бога, благотворениями бедным и усердною молитвою. Аминь.
Не должно оставлять молитвы и тогда, когда Господь долго наших прошений не исполняет
(Поучение о молитве, яко тою всякие напасти избудем, и милость получим)
Господь говорит: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22). Что это значит? То, что молитва, возносимая с верою, имеет великую силу. Чем доказать это? В Прологе читаем: «Велика есть сила молитвенная: та бо Ионе кита дом сотвори; молитва Езекию от смертных врат возврати, и трем отроком на росу огнь претвори. И Анна, неплоды сущи, молитвою Самуила породи. Молитвою Даниил рыкающии львы укроти» (Прол. Авг. 19). Итак, несомненно, что молитва, приносимая с верою, имеет силу великую. Но что из этого?
То, что если мы молимся с верою, то не должны оставлять молитвы и в том случае, если Господь иногда будет медлить исполнением просьб наших. А то обыкновенно как бывает? Когда кого из нас постигает скорбь или беда, мы молимся Богу; но если скоро беды не избавляемся, то и оставляем молитву и предаемся малодушию, унынию и совсем опускаем руки. Но должно ли быть так? Нет; ибо слышите, что говорит Господь: не нечто, а все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Значит, нечего смущаться тем, что Господь долго иногда не исполняет того, о чем мы Его просим. Он лучше нас знает, когда исполнить наши прошения; а что исполнит, то это несомненно. «Был, – учит Он, – в некотором городе судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь; но как вдова сия не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лук. 18, 2–8). Из всего этого мы научаемся в молитве иметь терпение, как и учит Апостол: в молитве терпите, бодрствующе в ней (Кол. 4, 2). И в другом месте: будьте бдяще во всяком терпении и молитве (Еф. 6, 18). А вместе, конечно, и тому поучаемся, что мы должны молиться, по слову апостола Иакова, и ничтоже сумняся (Иак. 1, 6), т.е. с твердою уверенностью в том, что наши молитвы Бог слышит, внимает им, принимает их и не лишит, конечно, по ним, ради Своего милосердия, нас и великих Своих милостей. Аминь.
Протоиерей Вячеслав Резников