Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Июль. 21-й день
Не должно смущаться тем, когда иногда видим, что благочестивые умирают внезапною смертью, а грешники – обыкновенною и погребаются честно
(Слово святого Афанасия, яко мнози праведнии злою смертию умирают, а грешнии – праведною)
Смерть безостановочно делает свое дело и беспощадно, на каждом шагу, косит и богатого, и бедного, и праведного, и грешного. Но постигает она не всех одинаково: один умирает спокойно, другой в страшных мучениях; один после продолжительной болезни, а другой внезапно. Тут мы часто и приходим в недоумение. Иной раз, видишь, и грешник умирает спокойно и погребается честно; а иной раз и благочестивый отходит внезапною или тяжкою смертью и погребается бедно. Мы и думаем: за что же грешнику дана хорошая смерть и честное погребение? И за что благочестивый так бесславно умер и погребен убожески? Как решить эти вопросы?
Один инок, пришедши в город, чтобы продать свое рукоделье, видел погребение некоторого злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали с великою честью, церковною и гражданскою. Еще более поразило его то зрелище, какое он увидел, возвратясь в пустыню: благочестивый старец, наставник его, лежал растерзанный гиеною. «Господи, – взывал осиротевший пустынник, – почему это злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этот святой муж растерзан зверем?» Плачущему явился Ангел и сказал: «Не плачь по твоем учителе. Злой вельможа имел одно доброе дело и за то сподобился честного погребения; но награда его только здесь, а там ожидает его казнь за все злые дела его. Напротив, твой наставник, хотя во всем угоден был Богу, однако у него был один порок, от которого он и очищен злою смертью (Прол. Июля 21).
Итак, нечего нам много рассуждать о том, отчего так праведник умер и отчего иным, лучшим его, образом умер грешник. Будем помнить, во 1-х, то, что пути Божии неисповедимы, а во 2-х, что главное дело – не в смерти человека и погребении его состоит, а в том, что его ожидает по смерти. Ведь и приточный богач тоже, конечно, богато погребен был, а Лазарь бедно. Но что из этого? Первый, сказано, пошел во ад в муку, а второй унесен был Ангелами на лоно Авраама. Значит, наше дело, по отношению к умершим, не судить, кто как из них умер, а в том состоит, чтобы молиться за них. Бог лучше нас знает, кому какую смерть послать и что кому и по смерти воздать. Когда же мы судим об этом последнем, то тем вмешиваемся в распоряжения Господни и грешим. Да не будет же подобных бесполезных суждений об умерших между нами впредь, а пусть горячая молитва наша сопровождает каждого из них в загробный мир. Аминь.
О терпении
(Слово от старчества)
Святый апостол Иаков пишет: блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, примет венец жизни (Иак. 1, 12). Итак, по Апостолу, за терпение ждут нас венцы. Но чем убедиться в этом? Думаем, что лучше всего примерами. А потому истину слов Апостола и покажем одним из них.
Одному старцу были показаны места, где по смерти покоятся святые. И вот, в одном чудном месте он увидал некоего мужа и спросил: «Чем ты занимался в мире?» «Я, – отвечал сей, – был работником у одного злого человека, терпел от него до конца, платы не получал, а делал он мне одно только зло. За это, после смерти, сюда и принесли меня». Потом старец увидал другого человека, также в чудном и славном месте, и этого спросил: чем он заслужил сие? Этот отвечал: «Я был прокаженным и с благодарностью, даже до конца, перенес свою болезнь, и за это, после смерти, получил место сие». Наконец, старец увидел третьего мужа, но не в столь славном месте, и этого спросил: за что он здесь? Сей сказал: «Я долгое время был монахом и постоянно трудился для спасения своей души; впоследствии сделали меня Епископом».
Итак, несомненно, что за терпение, в будущей жизни, ждут нас венцы, а равно и то, что все скорби века сего, перенесенные без ропота, заменятся радостями нескончаемыми. «Будем же непрестанно помнить, что если будем терпеливы, то придет время, когда Господь отрет все слезы с наших очей (Апок. 7, 17), и что если постраждем с Ним в сей жизни, то с Ним и прославимся в будущей, что здесь скорбь минутная, а там за нее ожидает претерпевших до конца блаженство вечное; что здесь темница, а там свобода, здесь мрак, а там свет, здесь страна чуждая, а там страна родная». «Претерпевай же мужественна, – говорит свят. Димитрий, – во временной сей жизни всякие скорби, яко да во грядущем веке вечно о сем возрадуешься» (ч. 1, л. 409). «Претерпи доблественне вся находящая искушения, яко да внидеши в покой и венцем нетления венчаешься. Пребуди всегда в неизменном терпении... и тем проженеши бесы, угасиши гееннский пламень, укротиши страсти всеконечно, муки и горести избудеши, и жизнь вечную получиши, к тому и присносущных благ сподобишися о Христе Иисусе. Господе нашем» (Там же, л. 413). Аминь.
Протоиерей Вячеслав Резников