Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Май. 13-й день
Как должен вести себя монах
(Слово о нраве добрых и злых. Прол. Мая 13)
Не однажды мы говорили с вами, иноки, о том, как вы должны вести себя. Но, простите, и сегодня думаем вам от святых отцов сказать о том же. Свято отеческое поучение, хотя и повторяемое, всегда полезно для нас и спасительно. Как же монах должен вести себя?
Первое, говорит слово церковное, монаху нужно оставить осуждение и другие злые дела и каяться в своих грехах с исповеданием и слезами; не должно кичиться исправлением себя и своими добрыми делами, не упиваться гордостью, ибо она есть великое зло, ибо и бес отпал от славы Божией из-за гордости. Нужно бегать монаху объядения и пьянства, не ходить часто без надобности по мирским домам, и не предаваться излишнему сну, ибо это все великий стыд монаху приносит. Подобает же ему слушаться своего наставника, греховные помыслы исповедывать своему духовному отцу, иметь в сердце страх Божий и всегда пред очами смерть. Конец же всему этому тот, что если ты, монах, очами что видишь или ушами что слышишь, то держи про себя и говори: «Зачем я стану судить брата моего, когда я сам хуже всех!» Что прибавить к сему? Прибавим нечто из начала того же слова: монаху нужно смирить свой ум, обуздывать язык, возлюбить убогое житие, быть милостивым ко всем, иметь терпение, молиться на всякий час Богу, побеждать гнев.
Наконец, монах должен прилежать к труду, поучаться в слове Божием повседневно, иметь послушание ко всем и молчание.
Заключим слово к вам, иноки, словом Феолипта, митрополита Филадельфийского. «Кто, – говорит он, – подвизается в исполнении всего сказанного, и в раю молитвы пребывает, и неотлучно находится при Боге всегдашним памятованием, того освобождает Бог от сластолюбивых деяний плотских, и от всех чувственных побуждений, и от всех мысленных воображений; и, учинив его мертвым для страстей и греха, делает причастным Божественной жизни; ибо как спящий и мертвому подобен и жив есть, так и ходящий духом умирает плоти и миру и живет силою духа». Аминь. (Афонск. Пат. ч. 2-я, стр. 346).