Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Апрель. 30-й день
Погребать умерших в убожестве есть дело, угодное Богу
(Слово о Магистриане, иже мертвого своей срачицею покры, нага лежаща)
Одно из дел милости телесной состоит в том, чтобы погребать умерших в убожестве или оказывать к тому содействие, по состоянию. Не знаю, как у других, но у вас, к чести вашей должно сказать, братие, доброе дело это доселе всегда находило сочувствие. Сколько ни было в нашем приходе умерших убогих или найденных мертвыми, всегда вы приходили к телу их помолиться за них и оставляли свои лепты на погребение их. Сколько ни было, повторю, у нас умерших убогих, всегда можно было видеть около них в довольном количестве сложенные деньги, и на эти деньги, как вы и сами знаете, для беспризорных умерших устраивалось и погребение приличное, и гроб им покупался, и обрядить их было на что, и свечи ставились при гробе, и могила без затруднения была вырываема.
Похваляя вас за это, желаю, чтобы и на будущее время вы остались настолько же сострадательными к умершим бедным братьям вашим, каковыми показывали себя доселе: желаю потому, что погребать умерших в убожестве есть дело, угодное Богу, и, следовательно, никогда не останется без награды.
Был некто Магистриан, которого царь отправил однажды в известное место с поручением. Когда он был в пути, то увидал лежащего мертвого, нагого нищего и явил ему сострадание. Отпустив на некоторое от себя расстояние своего раба, Магистриан снял с себя срачицу и прикрыл ею мертвеца. Прошло довольно времени после сего, и Магистриан, по другому поручению царскому, снова должен был отправиться куда-то в путь. На этот раз с ним случилось несчастие. Выезжая из города, он упал с коня, разбился и возвратился домой. Тут собрались к нему врачи и когда увидали, что у него сильно повреждена нога, пришли к заключению, что необходимо отнять ее, иначе, несомненно, последует смерть. Положивши так между собою, они сказали Магистриану: «Завтра мы придем и исцелим тебя».
Когда они ушли, Магистриан позвал раба и сказал ему: «Поди вслед за врачами и выспроси, что они думают о моей болезни?» Раб пошел, и врачи сказали ему: «Ногу у твоего господина необходимо отнять, иначе умрет. Завтра мы скажем ему об этом, а там – как хочет». Раб передал эти слова господину, и Магистриан опечалился, лишился сна и плакал. Ночью он остался один; в комнате его горела лампада. В полночь является ему неизвестный и говорит: «Что плачешь?» «Как же мне не плакать, господин мой, – отвечал Магистриан, – когда я весь разбился и врачи порешили отнять у меня ногу». Явившийся сказал: «Покажи мне ногу». Магистриан показал. Явившийся говорит: «Встань и походи теперь». Магистриан отвечал: «Не могу, ибо нога у меня переломлена». Неизвестный сказал: «Обопрись на меня». Магистриан послушался и с трудом пошел. Неизвестный заметил: «Ты все еще хромаешь?» И после сего, натерши как будто бы чем больную ногу, сказал Магистриану: «Теперь ложись и спи». И к этому прибавил несколько слов о милостыне. Магистриан воскликнул: «Ты уже оставляешь меня?» «Что же тебе еще нужно, – отвечал неизвестный, – ведь ты здоров теперь». Магистриан сказал: «Ради Бога, пославшего тебя ко мне, скажи, кто ты?» Явившийся сказал: «Вглядись в меня и посмотри, не твоя ли это срачица?» – «Ей, моя, сударь, – отвечал Магистриан. Явившийся сказал: «Я – тот, которого ты видел нагим, мертвым лежащим, на которого ты положил свою срачицу; и вот за твое доброе дело Бог послал меня исцелить тебя. Благодари Бога». Сказавши сие, явившийся стал невидим; а Магистриан стал совершенно здоров и прославил Бога.
Итак, и на будущее время не оставляйте, братие, оказывать милость умершим в убожестве, а Господь и вас не оставит милостями Своими. Да и как не помочь убогим умершим? Ведь сердце иногда обливается кровью, глядя на какого-нибудь умершего несчастного бобыля, или странника, или просто найденного мертвым на дороге. Кто, как не добрые люди, должны снарядить таковых в путь-дорогу, поставить за них свечу, проводить их до места последнего вечного упокоения, уронить горячую молитвенную слезу на одинокую их могилу? Ни родных, ни знакомых нет около них; кто заменит таковых? Конечно, мы, мы все, кто бы ни были, должны заменить их; ибо Бог велел нам любить не некоторых только, но всех: всех велел считать братьями своими, ВСЕМ без исключения оказывать помощь и сострадание. Да будет же таким образом, по заповеди Господа, любовь наша всеобъемлюща, и мертвые да не будут забыты нами. Аминь.
Исполнение добрых родительских заветов спасает от смерти
(Слово от Патерика, яко не достоит уходить из церкви, егда поют)
Если хорошо и полезно исполнять чьи бы то ни было добрые советы и наставления, то тем более необходимо и полезно исполнять добрые христианские советы, наставленья и заветы родительские. Слыши, сыне, – говорит Соломон, – наказание отца твоего (Притч.1:8). И в другом месте: Слушай, сыне, отца, родившего тя (Притч.23:22). Чада, – учит Апостол, – послушайте родителей своих о Господе (Еф.6:1). За исполнение заповеди Божией о почтении к родителям мы приобретаем благословение и милости Божии согласно обетованию Господню: да благо ти будет, и долголетен будеши на земли. Верный своему обетованию, Господь помогает детям, послушным родителям, во всех делах и в минуты опасностей спасает от них: благосостояние их умножает и в день скорби их воспоминает о них (Сир.3:14–15).
У некоторого благочестивого мужа был единственный сын. В той стране, где они жили, случился голод, а они были бедны, и им грозила голодная смерть. Вот и сказал отец сыну: «Сын мой, ты видишь, что мы дошли до того, что нам есть нечего; согласись, чтобы я продал тебя в рабство: тогда и ты останешься жив, и мы, твои родители, с голода не умрем». Послушный сын отвечал: «Делай, отче, как тебе угодно». Отец отвел его к одному из вельмож и продал в рабство. Прощаясь с сыном, отец сказал ему: «Сын мой, вот какую я оставляю тебе, заповедь: когда будешь проходить мимо церкви н узнаешь, что в ней в это время идет служба, не минуй церкви, но войди в нее и стой непременно до окончания службы». Сказавши это, отец возвратился домой. Послушный сын, служа у вельможи, в точности исполнял завет отца.
Прошел год, все шло благополучно; но вот однажды отрок случайно узнал об одном беззаконном деле своей госпожи, в котором был соучастником сотоварищ его по службе, другой раб. Благочестивый отрок никому о своем открытии не сказал и только молил Бога о прощении согрешивших. Но злая госпожа, зная, что отроку известен ее грех, с досады и со стыда решилась погубить его. «Новокупленный раб твой, – сказала она мужу, – замышляет на твою жизнь, и я советую тебе раз навсегда избавиться от него, убить его». Муж послушался злого совета жены своей и, увидавшись с начальником города, сказал ему: «Я к тебе пришлю порознь рабов: первому, который придет к тебе с полотенцем, ты чрез палача отруби голову, а второму, который после придет, отдай эту голову, чтобы он ее ко мне принес».
Возвратившись домой, вельможа дал оклеветанному отроку полотенце и послал к палачу. Но, зная, что идет на смерть, благочестивый отрок, проходя мимо одной церкви, в которой шла служба, помня завет отца, вошел в церковь и стал дожидаться в ней окончания службы. Между тем злая госпожа, желая скорее видеть голову невинного отрока, послала соучастника по своему беззаконию, своего любимца раба, тоже к палачу. Случилось так, что и сей раб зашел в церковь, где был благочестивый отрок, и последний спросил своего товарища: «Куда идешь?» Этот сказал: «К палачу мне велено идти». Благочестивый отрок сказал: «И я туда же с полотенцем послан; так зачем нам сейчас обоим трудиться, Возьми полотенце и снеси ты, а я после зайду». Раб, любимец госпожи, взял полотенце, принес к палачу, а этот тотчас же отрубил ему голову и завернул в полотенце.
Благочестивый же юноша, по заповеди родительской, достоял до конца всю службу в церкви, а затем, в свою очередь, пошел к палачу. Сей отдал ему завернутую в полотенце голову его сослуживца и сказал: «Неси ее к твоему господину». Юноша взял и принес. Каково же было изумление господина и жены его, когда они увидели посланного на смерть живым и голову того, который должен был возвратиться невредимым! «Как это случилось?» – спросили отрока. Он сказал пред всеми: «Исполняя завет отца моего, я зашел в церковь, чтобы отстоять в ней до окончания службы: но туда же пришел и раб, посланный вами после меня. Я попросил его сходить к палачу прежде меня. Он пошел первый и умер, а я после него и возвратился живым». «И все, – заключает сказание, – прославиша Бога, яко соблюден бысть отрок от смерти, сотворивый заповедь отчу, а виноватый зле умре».
Нужно ли после сего доказывать, что за послушание к родителям благо будет детям и что поэтому для собственного же счастья они должны благоговейно внимать добрым советам и наставлениям родительским, искренно принимать их и исполнять, и за сие привлекать на себя благословение Божие? Выше приведенный пример показал нам, что за исполнение воли родительской Бог спас человека от смерти. А сколько можно привести еще примеров и того, что за послушание к родителям Бог во всю жизнь не оставлял Своей помощью и милостями не только послушных детей, но являл Свое благоволение и их потомкам!
Исаак повиновался отцу своему Аврааму, не противился ему даже и тогда, когда Авраам, по повелению Божию, хотел принести его в жертву. И Иаков во всем повиновался своим родителям. Над тем и над другим почивало обильное благословение Божие (Быт.26:3, 28:13). Также Иосиф был послушен своему отцу и в то время, когда за это подвергался ненависти своих братьев: за то и Бог возвеличил его Своими милостями в Египте. Родоначальник аравийского племени Рехавитов, поселившихся среди Евреев, завещал им не пить вина во веки, не строить домов, не разводить садов, но жить в шатрах.
Они верно исполняли это завещание, и Господь изрек о них: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его... за то не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж предстоящий (на службе при храме) пред лицем Моим во все дни» (Иер.35). Итак, чада, – по слову Апостола, – послушайте родителей о Господе, сие бо есть праведно (Еф.6:1), и вместе, от себя прибавим, полезно и спасительно для вас. Аминь.