Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Март. 23-й день
В чем состоит полное отречение от мира?
(Слово о купце, пришедшем в монашеский чин и спасшемся. Прол. Мар. 23)
Спрошу вас, братие, что нужно делать, чтобы вполне отречься от мира? Что вы мне на это скажете? Вы скажете: «Нужно в монахи уйти». Так-то так, братие, я согласен с вами, но все-таки, по-моему, этого еще мало; нужно еще и нечто другое. Что же?
Преподобный Пафнутий однажды просил Бога, чтобы показал ему, кому он подобен? И Господь открыл ему это. Он услышал голос, говоривший ему: «Ты подобен купцу, ищущему добрых бисеров. Встань же, не ленись, и найдешь себе подобного». Пафнутий вышел из келии и встретил некоторого мужа из Александрии, весьма богатого и при этом благочестивого и милостивого. Этот муж вел огромную торговлю с Фиваидою и имел три корабля, перевозивших его товар. Все, что он получал от своей торговли, он отдавал нищим, а за ним его слуги носили и еще пищу им.
Увидев последнюю, Пафнутий воскликнул: «Что это значит, друг мой?» Благочестивый купец отвечал: «Это плоды моей торговли, чрез руки праведников Богу приносимые». Пафнутий сказал: «А когда же ты монашеское имя примешь?» «Постараюсь об этом», – отвечал купец. Пафнутий продолжал: «Долго ли ты земную куплю будешь производить, а о небесной забывать? Последняя выше первой. Оставь же ныне все земное и Спасу последуй, и скоро ты и совсем уйдешь к Нему».
После, этого благочестивый купец все свое имение, ничего себе не оставив, раздал нищим, ушел на гору, где перед ним скончались два инока, и там, затворясь в пещере, оставил вскоре тело земное и сделался гражданином небесным.
Итак, братие, отречься от мира не значит еще, чтобы только просто уйти в монахи; нет, а нужно и вообще отказаться от всего земного, отдать всего себя Богу и соединиться с Ним любовию пламенною, надеждою крепкою и житием непорочным, одним словом, одухотворить себя. Отрекшийся от мира, можно сказать, поглощен любовью к Богу и говорит Ему: кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Но во всех сих препобеждаем за Возлюблшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8, 35–39).
Вот это и будет же полное отречение от Мира. И упомянутый благочестивый человек и показал нам пример такого самоотречения. Нисколько не возражая Пафнутию, он тотчас же чрез нищих отдает все свое огромное богатство нищим, забывает все земное и затворяет себя в пещере, весь, так сказать, уходя в Бога.
Вот, в заключение, нам и прекрасный пример для подражания. Последуем ему и будем помнить, что от Бога мы всё получили, всё поэтому, не исключая и самих себя, все должны и отдать Ему. И понятно отсюда, что и жить мы должны единственно для Него одного и для вечности, отрекшись от всего земного. Аминь.