Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Февраль. 22-й день
Польза от слышания слова Божия
(Из слова о скомрасе, спасшемся с двема женами)
Известно, что Господь Иисус Христос, во время земной жизни Своей, Божественным словом Своим обратил ко спасению многих грешников. Таковы: Матфей мытарь, Мария Магдалина, Закхей, жена Самарянка и многие другие. Что же теперь? Продолжает ли слово Божие столь же спасительно действовать на грешников доселе? Пребывает ли в слове Божьем та сила, которая была, когда оно выходило из уст Самого Спасителя? Несомненно. Это видно из того, что Иисус Христос вчера и днесь тот же и во веки; также из примеров, которые указывают на необыкновенно благотворное действие слова Божия на сердце человеческое и по Вознесении Спасителя.
В городе Тарсе Киликийском жил скоморох, именем Вавила; имел он беззаконное сожитие с двумя женами и по делам своим был сосудом дьявола. Ему однажды пришлось быть в церкви, и когда он здесь слушал чтение Евангелия, то на него слова: Покайтеся, приближибося царство небесное (Мф. 4, 17) произвели необыкновенное действие. Он тотчас почувствовал глубокое раскаяние, заплакал, стал укорять себя за свою прошлую жизнь и дал обещание исправиться.
Пришедши из церкви домой, он призвал обеих жен и сказал им: «Вы знаете, как я скверно жил с вами. Теперь я хочу загладить свои грехи, оставить мир и идти в монахи. Вот и имение мое вам; возьмите его и разделите между собою поровну, а я пойду в монастырь». Что же жены Вавилы? О, поистине вера от слуха, слух же глаголом Божиим (Римл. 10, 17)! Они, как бы одними устами отвечая, сказали ему: «При беззаконной жизни ты не гнал нас, зачем же теперь гонишь? Или один спастись хочешь? Нет, как были мы тебе общницами в беззаконии, так сейчас хотим быть общницами и в спасении. Не отвергай же нас и сделай участницами твоих добрых дел».
После этого Вавила ушел, постригся и затворился в столпе. Жены же его, раздавши все имение бедным, также постриглись и также затворились в одной келии. И вот, говорит повествование, бывший прежде скоморохом и великим грешником, Вавила стал «муж умилен, полон страха Божия, смирен и кроток, многим на пользу быв, и, Богу угодив, в вечную преставился жизнь, о Христе Иисусе, Господе нашем».
Нужно ли после сего доказывать, что слово Божие имеет и теперь ту же силу, какую имело, когда выходило из уст Спасителя? И не ясно ли, что благодатный свет его и доселе светит всем и всех озаряет в Православной Христовой Церкви, и что слушание его возвышает душу, возносит ее к Богу, возбуждает и питает чувства раскаяния в грехах, умиления, веры, надежды и любви к Богу, что блаженны слышащие слово Божие и хранящие его (Лук. 11, 28), и что, наконец, блаженны будете и вы, если с благоговением будете слушать оное, повиноваться ему и соблюдать его в мыслях, желаниях, словах и делах ваших? Аминь.
Протоиерей Вячеслав Резников