Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Февраль. 18-й день
Какое различие между худым и добрым монахами
(Слово святого Ефрема, наказательное монахом. Прол. Февр. 18)
Как молодому дереву, для того чтобы оно лучше росло и не было колеблемо ветром в ту и другую сторону, необходима подпорка, так и молодому иноку, чтобы он утвердился в добре и бежал от зла, необходимы также опора и указания на то, как он должен жить и что делать и от чего удаляться и чего не делать. И такое указание, в силу сказанного, мы сегодня инокам и предлагаем. Пусть послушают, что скажем, со вниманием.
Чего же должен бегать инок и чего держаться? Преподобный Ефрем говорит: «О, друг, ты отвергся мира: зачем же ищешь покоя мирского? Господь на скорби тебя позвал, а ты ищешь утехи; на наготу тебя позвал, а ты драгоценных одежд ищешь; на жажду тебя позвал, а ты роскошных яств желаешь. На войну тебя призвал, а ты без оружия сражаться хочешь. На бдение ты позван, а ты не можешь насытиться сном; на плач и рыдание позван, а ты играешь и смеешься. На любовь позван, а ты брата своего ненавидишь; на смирение призван, а ты всякому прекословишь. Наследником Царства Небесного тебя назвал Господь, а ты о плотском помышляешь».
Отсюда ясно, чего должен бегать монах, а вместе есть указание и на то, каков худой монах.
Теперь посмотрим, чего инок держаться должен.
Тот же преподобный Ефрем продолжает: «Стяжавший терпение монах во всякой добродетели преуспевает; радуется в скорбях и в бедах великодушен; в напасти веселится, на послушание готов, любви исполнен, в досаждении славит, будучи укоряем, смиряется, в безмолвии мужествен, в пениях без лености, в пост вынослив, к молитве прилежен и терпелив, в службах весел, в бедах непоколебим, в ответах рассудителен, в жизни трудолюбив, к братии добр, в разговорах приятен, в бдениях сосредоточен, странников успокаивает, немощных поддерживает, приветствует всех первым, и в рассуждении осторожен. Таков стяжавший терпение!»
Здесь ясно указание на то, чего должен держаться инок, а равно и на то, каков инок добрый.
Итак, братие, о том, чего должен бегать инок и чего держаться, сказано; сказано, кстати, и о том, какое различие между монахом худым и добрым. И остается заключить слово. Чем же заключим его? Словами того же Ефрема, которые должны быть для вас и весьма утешительны, и так же, как и все сказанное им, и поучительны. Слушайте же, что говорит в заключение преподобный.
Блажен, кто возненавидит плотскую жизнь и с Богом одним беседует! Блажен, кто на земле живет как ангел и, подобно Серафиму, имеет чистый помысел всегда. Блажен, кто помышляет о дне судном и омывает грехи свои слезами покаянными! Блажен, кто, ради угождения Господу, становится свободным от суетных мирских вещей! Блажен, кто преуспевает в воздержании и делании иноческом! Блажен, кто устам положил хранение! Блажен, кто возненавидит грех и возлюбит добродетель! Блажен, кто Бога больше всего возлюбит! Блажен, кто слезами победит в себе страсти! Блажен, кто все имения свои продаст и купит небесный бисер – Христа. Ему же слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.