Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Февраль. 5-й день
К новоначальным инокам
(Слово святого Ефрема, наказательное о подвизе монахов. Прол. февр. 5)
Сегодня мы намерены оказать духовную помощь инокам, потому что они, как ведущие непрестанную брань с плотью, миром и дьяволом, особенно нуждаются в ней. Но так как опытнейшие из иноков менее нуждаются в таковой помощи, а новоначальные больше, то мы к последним свою помощь и направляем, и выражаем ее в следующем слове к ним преподобного отца нашего Ефрема Сирина.
«Пока есть еще у тебя время, брат, – говорит преподобный новоначальному иноку, – подвизайся, как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Посему во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания. Сбрось с себя двоедушие и во всем облекись верою, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле. Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти, так как для Господа оставил ты плотских родителей, друзей и имение. Ибо если вначале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление, и ущерб. Итак, если когда случится нам для Господа и изнемочь несколько или даже и сверх сил, не будем роптать. Ибо кто ропщет, тот явно о себе дает знать, что трудится не по собственному изволению. Ты, как мудрый, не состязайся с нерадивейшими братьями, и не ревнуй проводящим жизнь не богобоязненно, твердо зная, что падающий разбивается, а побеждающий венчается.
По крайней мере, не ссорься с братом своим; ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен. О таком человеке нам надобно более сострадать и утешать его, а не оскорблять, как не сострадательным.
Ты же подвизайся подвигом добрым, зная, зачем пришел. Вот теперь у тебя благоприятное время собрать неистощимое богатство служением братии и плодоношением. Посему, возлюбленный, если на дворе не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усиливаться плотским пожеланиям. Но когда выметаешь золу из поварни, с великим смиренномудрием делай это, помня, что говорит Пророк: пепел, яко хлеб ядох и питие мое с плачем растворяй (Пс. 101, 10). Размышляй, возлюбленный, о тленном огне, а вместе возводи ум к вечному пламени, который пожрет грешников, и плачь о своих грехах» (Твор. Ефр. Сир. изд. 1881 г. ч. 2-я, стр. 140–14–2).
Вот вам, новоначальные иноки, духовная помощь при вашем служении Господу. В чем состоит она? Как видели сейчас, в том, что она раскрывает пред вами ту истину, что, живя в иночестве, вы должны стараться прибрести смиренномудрие, сбросить с себя двоедушие, облечься верою, бегать злонравия и зависти, при изнеможении не роптать, бегать сообщества с нерадивыми братьями, падающему сострадать и утешать его, а не оскорблять, изгонять из себя плотские пожелания, памятовать о вечном мучении грешников и плакать о своих грехах.
Примите, иноки, к сердцу эту помощь, которую дал вам преподобный, и приложите к жизни советы, изложенные в ней. Тогда она подлинно сделается для вас помощью действительною: ибо облегчит вам бремя служения вашего Господу, дарует вам славнейшую из всех побед, победу над самими собою, вознесет ум ваш от земного к небесному, вечному и божественному, приблизит таким образом вас к Богу и в конце концов, конечно, чрез все это соделает вас и наследниками Его Небесного Царствия. Аминь.
Не должно осуждать людей, свято живущих, за то, что они иногда не принимают нас или вообще не исполняют наших желаний.
(Слово от Патерика. Февр. 5)
К людям, известным святостью жизни, обыкновенно всегда собирается множество народа, который желает их видеть и получить от них наставление. Но понятно, что благочестно живущие не могут удовлетворить всех и некоторым в приеме отказывают. Тогда эти последние начинают обыкновенно роптать на не принявших их, осуждают и сами в скорби пребывают. Так, братие, относиться к людям праведным и осуждать их и роптать на них и в скорби пребывать из-за того, что они не приняли нас, не следует, ибо у них к непринятию нас могут быть свои причины – уважительные.
Однажды к преподобному Арсению пришла из Рима дева, дочь вельможи, весьма богатая, но вместе с сим и благочестивая и богобоязненная, желая видеть его. Чтобы скорее достигнуть своей цели и увидеть Арсения, она обратилась к архиепископу Феофилу и просила сказать о ней Арсению. Феофил сказал, но Арсений ее не принял. Тогда дева-вельможа воскликнула: «Хочу видеть его! ведь многие за пророка его почитают!» И с этими словами отправилась к преподобному. По смотрению Божию, устроилось так, что, когда она подходила к келии Арсения, он вышел из нее и дочь вельможи, увидев его, бросилась к ногам его. Преподобный поднял ее и с гневом сказал ей: «Ну, что ты? меня захотела видеть? Ну, смотри». Девица опустила глаза. Старец продолжал: «Ты слышала о делах моих: что же, их, что ли, хочешь видеть? Подумай, зачем тебе было так дерзко поступать? Ведь ты женщина: могла ли ты входить сюда? И вот теперь ты придешь домой и будешь хвалиться пред другими женами: я видела Арсения, я видела Арсения! И те поедут сюда, чтобы меня видеть». Дочь вельможи отвечала: «Не сделаю я этого, отче, только прошу тебя, помолись обо мне!» Преподобный сказал: «Да, я буду молиться о том, чтобы мне поскорее забыть тебя!» Слыша это, девица, скорбная и смущенная, оставила старца. Пришедши же домой, от печали она захворала. Архиепископ, узнавши о сем, пришел навестить ее и когда узнал о причине ее болезни, то сказал ей: «Ты забыла, что ты жена. А преподобный знал и помнил это, равно как и то, что через жен враг соблазняет и святых; а поэтому тебя и не принял. Но не скорби: он постоянно молится о тебе». Этими словами дочь вельможи весьма утешилась и с великою радостью благодарила архиепископа.
Так вот, значит, никогда не нужно скорбеть и роптать и в том случае, если какой-либо, известный своей святою жизнью, муж нас и не примет, и никогда не следует и осуждать его. Он ведь один, а нас у него тысячи. И он такой же, по составу своему, человек, как и мы. И понятно поэтому, что ему нужно отдать время и не одним нам. Кроме нас, ему нужно время и на молитву домашнюю, и на посещение храма Божия, и на другие житейские нужды, и, наконец, и на покой, и на отдых. Ведь он, повторяем, такой же человек, как и мы. А как сейчас видели из повествования, у него могут быть и другие, уже нравственные, причины к непринятию нас. Да еще, наконец, нужно заметить: всегда ли мы идем за делом к святым мужам? Не влекут ли нас к ним, кроме и целей благочестивых, еще и самолюбие, и суеверие, и праздное любопытство? Да, бывает и это. Аминь.