Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Февраль. 2-й день
Слава Господа нашего Иисуса Христа и Его благодеяния к роду человеческому
(Иже во св. отца нашего Кирилла, архиепископа Константина-града, слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Прол. февр. 2)
Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов про Господа Иисуса Христа в одном месте своего Евангелия говорит: мы видели славу Его, славу как Единородного oт Отца (Иоан. 1, 14); а в другом месте того же Евангелия уже Сам Господь про Себя глаголет то, что мир спасен был чрез Него (Иоан. 3, 17). Как понимать это? Что же такое слава Иисуса Христа? В чем состоит она? И что значат, наконец, слова: мир спасен был чрез Него? Побеседуем о сем в наше назидание.
О славе Господа и о спасении Им Мира Святый Кирилл, архиепископ Константина-града, говорит так: «Разумейте вси язы́цы и покаряйтеся. Смотрите и веруйте. Спасителя славят Ангелы, Ему покланяются Архангелы, Его трепещут Власти, Его хвалят Силы, Ему работают Херувимы, Его благословляют Серафимы, Его славит луна. Ему служит солнце, Его слушают звезды, Ему повинуются источники и моря». Так говорит св. Кирилл о славе Господа; о спасении же Им Мира архиепископ продолжает: «Его, когда увидели врата адовы, то сами собою затворились, а райские двери отверзлись; Его, когда увидел ад, то вострепетал. Он, Господь, смертью смерть попрал, победил дьявола, уничтожил проклятие, печаль преложил на радость, стер главу змия, рассек преграду между землею и небом, рукописание грехов разорвал, идольские прелести проклял, всю тварь обновил, спас Адама, простил Еву, со всех стран народы к Себе призвал и освятил мир».
Так говорит св. Кирилл о славе Господа и о спасении Им мира. Значит, что же отсюда следует? Во-первых, что слава Господа состоит в том, что Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всяк язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Филип. 2, 9–11). А, во-вторых, следует то, что Сын Божий Своим служением роду человеческому и особенно Своими страданиями и Крестною смертью подлинно спас мир, т.е. преобразил нас из чад греха, гнева и проклятия в чада святыни, любви и благословения, из ада привел в рай, переселил нас из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чуждой в страну родную. Таким образом, в этом-то последнем и состоят и слава Господа, и спасение Им мира. Что сказать в заключение? Помолимся, чтобы Спаситель наш научил нас достойно, немолчными песнями и непрестанными славословленьями, восхвалять Его и утвердил бы нас на пути спасения. Аминь.
О том, какие блага дает нам Церковь
(Поучение на Сретение Господне. Прол. февр. 2)
В поучении на Сретение Господне, помещенном в Прологе, мы между прочим находим следующие слова: «Церковь, – говорит поучение, – есть дом Божий. Она служит для христиан пристанищем, в ней молитва Богу особенно приятна, она есть очищение души и тела, к ней всякий приходящий с верою спасается, в ней пение и молитва возсылаются к Богу за весь мир; в ней предстоит святая Божия трапеза, имеющая неизреченное духовное брашно – Тело и Кровь Агнца Божия, заклавшегося волею за весь мир и сказавшего: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Иоан. 6, 56). Доселе поученье церковное.
В вышеприведенных словах, как видите, оно перечисляет те блага, которые дает нам Церковь. Но вот вопрос: все ли? Не знаю, что вы скажете на это, братья мои, но я скажу вам, что поучение перечисляет блага от Церкви далеко не все. Церковь дает нам и еще много благ, которые так же спасительны и благотворны для нас, как и указанные в поучении. Какие же это блага?
Святый Златоуст говорит: «Ах, как великодаровит Христос, Спаситель наш! На небесах славословят воинства Ангельские; на земле подражают их славословят человеки, составляя лики в церкви. На небесах Серафимы поют трисвятую песнь; на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание человеков. Одно общее торжество составляют и небесные, и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Неизреченное милосердие Господа совокупило их вместе, Дух Святый соединил их, всеблагий Отец согласил их пение в одну стройную песнь. Свыше происходит это благозвучие тонов, – от Пресвятой Троицы, как от неких гуслей, раздается эта сладкая и блаженная песнь. Ангельское пение, немолчная гармония...
Ничто так не услаждает нашу жизнь, как то утешение, которое получаем мы в церкви. В церкви радующиеся продолжают свою радость; в церкви скорбящим утешение, в церкви печальным веселие; в церкви удрученным отдых; в церкви труждающимся успокоение. Ибо сказано: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Что вожделеннее сих слов, что усладительнее сего зова? На пир зовет тебя Господь, когда зовет тебя в церковь, приглашает к успокоению от трудов, дает отдых от горестей, облегчает тяжесть грехов, врачует скорбь душевную удовольствием, печаль весельем. Какая неизреченная заботливость! какое небесное приглашение!»
Итак, по слову св. Златоуста, Церковь дает нам и еще много благ, которые не указаны в поучении церковном. Она, как сейчас слышали, соединяет, в славословии Творцу, человеков с Ангелами; она соединяет Церковь небесную с земною; она услаждает нашу жизнь, она дает нам утешение, которого, кроме неё, мы нигде найти не можем; она усугубляет у радующихся их радость, дает скорбящим утешение, печальным веселие, удрученным отдых, труждающимся успокоение. Она, наконец, врачует скорбь душевную удовольствием и облегчает тяжесть грехов. Столько то еще благ, кроме указанных в поучении церковном, дает нам Святая Церковь!
Что же еще остается сказать после сего? Остается только дать вам совет, чтобы вы, ценя благодеяния Церкви, спешили всегда к ней, как пчелы к своей матери, и, входя в нее со страхом и благоговением и радостью, восклицали с Давидом: имже, образом желает олень на источники водныя, еще желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2). Коль возлюблена селения Твоя, Господи (Боже) сил! желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Пс. 83, 2)... Лучше день един во дворех Твоих, паче тысящи: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениях грешничих (Пс. 83, 11). Аминь.
К инокиням, обуреваемым мирскими помыслами
(Из слова святого Григория, папы Римского, об исходе души от тела)
К вам мое слово будет, сестры, оставившие мир для Господа! Он сказал: уподобится царствие небесное десяти девам, яже прияша светильники свои и изыдоша в сретение жениху (Мф. 25, 1). Он сказал, и вы приняли слова Его и утвердили их в сердце своем и все мирское вменили за уметы и пошли в след Его. О, поистине, если и ко всем благочестивым, то к вам наипаче относится слово Его о Марии: Мария же благую часть избра, яже не отымется от нее (Лук. 10, 42) Не отнимется. Нет ли, однако, из вас таких, которые сами хотят отнять ее от себя? Если есть, то пусть выслушают следующее.
Были три сестры: Тарсила, Емилиана и Гордиана. Все они были благочестивые, богобоязненные девы; все пожелали посвятить себя на служение Богу, и в один день все приняли иноческий образ, и все горели любовью к Господу, и в одной келии общее житие имели, и со смирением предали себя в послушание старшим инокиням монастыря, в который поступили. Что, казалось бы лучше такой жизни? Но дьявол нарушил покой мудрых дев, и вот одна из них объюродела. Мало-помалу Гордиана стала ослабевать в иноческих подвигах, затем стала иметь сношения с мирскими девицами, потом стала сладко есть и пить, а, наконец, и вовсе нарушила монашеский обет и вышла замуж. Тарсила же и Емилиана пребыли в своем подвиге до конца. Первой пред смертью явился умерший дядя её, епископ Римской Церкви Феликс, в небесной славе и сказал: «Готовься: в обитель света я скоро приму тебя». После этого видения Тарсилу постигла болезнь, и она, сподобившись во время оной лицезрения Господа, вскоре блаженно скончалась.
Прошло немного времени после кончины её, и она явилась сестре своей Емилиане и сказала: «Готовься: Рождество Христово я без тебя провела, а в Богоявление будем вместе». Емилиана на это сказала ей: «На кого же я оставлю сестру нашу Гордиану?» Тарсила отвечала: «Она уже причтена к миру». Видение кончилось, и слова Тарсилы сбылись. Емилиана подлинно перед Крещением Господним в вечную жизнь перешла. Что же сталось с Гордианой? Увы! «Сии две, – говорит святой Григорий, папа Римский, – приясте вечную жизнь, сия же (т.е. Гордиана) – нескончаемую муку».
Сестры о Господе! Вот в полуночи раздастся вопль: се Жених грядет! Осмотритесь, не гаснут ли ваши светильники? Если гаснут, то поспешите наполнить их елеем усердия и добрых дел, ибо поздно будет искать его у продающих, когда оный вопль уже раздастся. Аминь.