Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Февраль. 1-й день
Простота веры, соединенная с милостынею, чудеса творит
(Слово о святом Венедикте, как искупил нищего, у Бога испросив злато. Прол. февр. 1)
Простота веры, и сама по себе, и особенно соединенная с милостынею, чудеса творит. В этом убеждают нас и Господь Иисус Христос, и святые отцы. Господь о простоте веры учит: если будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда; и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Mф. 17, 20). А святый Златоуст говорит про милостыню, что ей присуща «большая благодать, нежели мертвых воскрешать» (в беседе 35 к народу); правда ли это, братья мои? Да, сущая правда, и сомневаться в этом никак не должно.
Был, говорит повесть церковная, в Римской стране инок и чудотворец славный, именем Венедикт, так что и умерших воскрешал. Он был чрезвычайно милостив и щедр для всякого, просившего у него. По своей доброте, он был отцом для многих монастырей и был совершенный бессребреник. От щедро раздаваемой им милостыни братия его монастыря часто терпела крайнюю нужду, и бывали дни, когда как в его монастыре, так и во всех других монастырях, которым он благотворил, нельзя было и одного златника найти. И вот к этому-то милостивцу пришел некогда некоторый благочестивый муж, теснимый его заимодавцем, и стал просить у Венедикта двенадцать златниц на уплату долга.
Не имея у себя ничего, преподобный сказал ему: «Прости меня, брат, ибо у меня нет сегодня того, чего ты просишь; но приди ко мне через два дня, там увидим, что будет». После сего преподобный стал на молитву и стал просить Бога, чтобы Он послал ему двенадцать златниц, чтобы он мог облегчить ими участь несчастного должника. Что же случилось? Вскоре после молитвы Святого в одном из сосудов появились не двенадцать, а тринадцать златниц. Затем, вскоре же, пришел паки и просящий. Венедикт отдал ему чудесно полученное от Бога золото и сказал: «Ступай, чадо, и отдай эти двенадцать златниц твоему заимодавцу, а тринадцатая пусть будет тебе на твои домашние нужды». Такие чудеса, заключает сказание, умеют творить всемогущая милостыня и простота веры.
Итак, сущая правда то, что простота веры, соединенная особенно с милостынею, чудеса творит. Да, стоило только преподобному Венедикту, в простоте души младенческой, возслать свое прошение к Богу, и прошение, можно сказать, тотчас же, чудесно было исполнено. И это пример не единственный. Читайте жития Святых, и там вы таких примеров найдете множество. А если так, то об усвоении веры младенческой и о прилежании к милостыне и заботьтесь. И если станете заботиться, то, может быть, и для вас Господь чудеса сотворит; а если и не сотворит, то, во всяком случае, Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2Кор. 9, 10). А это также будет для вас великою милостью Божьею. Аминь.
Ближние наши, которым мы помогаем при их несчастьях и нуждах, отворяют нам райские двери
(Поучение на предпразднество Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Прол. февр. 1)
Знаете ли вы то, что ближние наши, которых мы любим, и особенно те из них, которым мы помогаем при их несчастиях и в их нуждах, отворяют нам райские двери и, следовательно, соделывают нас наследниками Царствия Божия? Не знаем, известно ли сие вам, но на самом деле это подлинно так, ибо в этом убеждают нас: во-первых, слово церковное, во-вторых, Господь Иисус Христос, в-третьих, Его святый Апостол и, в-четвертых, наконец, пример. Что же они, по сему предмету, говорят нам? Говорят они нам, братья, следующее.
Слово церковное говорит: «Будем споспешниками Богу, любя Его всем сердцем своим и ближних своих, как самих себя, как и сказал Господь» (Луки 10, 27). Но кто же ближние наши? Это те, которым мы оказываем милость: слепые, хромые, алчущие, странные, которых Господь братьями Своими называет. Им, если окажем милость, то они отверзут нам райские двери и, без сомнения, введут нас в Царствие Божие, если мы только сами не затворим его для себя своей скупостью.
В это Царствие зовет нас и Сам Господь, когда говорит: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лук. 6, 36). И будете сынове Вышнего вот, как видите, и язычнику Бог отверз двери Царствия Своего за его милостыни. (Лук. 6, 35). Видите ли, как Бог Своими сынами милостивых называет. Поэтому, слушая святых слов Его, напишем оные на сердцах наших, чтобы услышать сей вожделенный глас Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Mф. 25, 34). Да даст же Он нам быть наследниками оного, чтобы в нем мы всегда прославляли Святую Троицу».
Так учит нас слово церковное о том, что ближние наши, которым мы помогаем, отворяют нам райские двери, и, вместе с этим, для подтверждения истины приводит и некоторые слова Господа о милосердии. Но не одними приведенными в слове церковном, словами учит нас Спаситель об отверзении нам врат райских нашею помощью ближним несчастным. Он еще говорит: блажены милостивии, яко тии помилованы будут (Mф. 5, 7). И еще: иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое... аминь глаголю вам, не погубит мзды своей (Марк. 9, 41). Так учит Господь, а также и Его святый Апостол. Хвалится милость на суде (Иак. 2, 13), говорит св. апостол Иаков.
Теперь обратимся к примеру. В Кесарии жил один римский сотник, по имени Корнилий. Он, хотя был и язычник, но в то же время был благочестив и творил много милостыни. Однажды утром он увидел Ангела Божия, который сказал ему: «Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память Богу. Итак, пошли людей в Иоппию, и призови Симона, который прозывается Петром и живет в доме Симона кожевника, близ моря. От него услышишь слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Корнилий тотчас же послал в Иоппию двух слуг и одного воина, чтобы пригласить к себе Апостола Петра. По их приглашению, Петр последовал за ними в Кесарию и возвестил Корнилию, что единственное средство для спасения есть вера во Христа. Корнилий принял к сердцу слова Апостола и вскоре был крещен со всем домом своим (Деян.10).
Итак, значит, истина несомненная, что ближние наши, которых мы любим и особенно тe из них, которым мы помогаем, при их несчастиях и в их нуждах, отворяют нам райские двери и соделывают нас наследниками Царствия Божия. Но что же, однако, из всего этого должно следовать для нас? Конечно, то, что если хотим блаженствовать там, в обителях Отца Небесного, мы должны помнить и исполнять то, что говорит нам, в заключение, и еще слово Божие. Оно же говорит: вдову оправдай, сиру суди, нищему дай, сироту защити, нагого одень, о сокрушенном и немощном попекись, хромому не посмейся, защити безрукого, а слепого к видению света Моего припусти. Старого и молодого между стенами твоими покрой, мертвые где обрящеши, назнаменав, отдай гробу, и дам тебе первое сидение в воскресение Мое (3 Ездры 2:20–23). Аминь.
Нищелюбцам делать добро для бедных помогает Сам Бог
(Слово о святом Венедикте, как искупил нищего, у Бога испросив злато. Прол. февр. 1)
Отчего это, братие, в беднейших монастырях наших, где монахам иной раз и самим есть нечего, все-таки всегда видим нищих и других бедняков, которых иноки у себя привечают, дают им ночлег, поят, кормят их, а по возможности иногда и другие благодеяния им оказывают: одевают, обувают и т.п.? Откуда они берут средства на раздачу милостыни? На что кормят нищих? Откуда берут деньги на это? Кто им помогает?
«Был, – говорит слово церковное, – в стране Римской инок и чудотворец, именем Венедикт. Он был чрезвычайно милостив к бедным, не отказывал ни одному просящему у него и начальником над многими был монастырями. Ради его особенной любви к бедным иноки его терпели нужду, и бывали времена, когда денег у них совсем не было. И вот однажды, в такое время, к Венедикту пришел один муж, теснимый своим заимодавцем, и просил у святого помощи. У Венедикта не было ничего, и он сказал пришедшему: «Брат, двенадцати золотых монет, которые ты просишь, теперь у меня нет, но потерпи два дня и потом зайди ко мне. Там видно будет». Не имевший, чем уплатить долг, ушел, а Венедикт стал на молитву и усердно просил Бога, чтобы Он помог ему удовлетворить просителя. На третий день последний опять пришел к преподобному и снова стал умолять его о помощи. Что же случилось? В монастыри был сосуд, в котором обыкновенно сохранялась кутия. По молитве преподобного, вверху ее неожиданно появились тринадцать златниц, которые Венедикт взял, отдал бедному должнику и сказал: «Вот, двенадцатью златницами уплати долг, а тринадцатую оставь у себя и употреби на свои другие нужды». «Сия вся, – заключает слово, – уметь творить всемогущая милостыня и нестяжательность Христа ради».
Так вот Кто помогал инокам беднейших монастырей кормить нищих и оказывать милость бедствующим! Помогал Бог, очи Коего на нищаго призирают, и Который есть отец беспомощных и сирот, и Который сторицею возвращает нищелюбцам розданное ими. Да не тут ли, братья, к слову сказать, заключается и разгадка того, почему многие из беднейших монастырей, в которых жили иноки-нищелюбцы, строенные сначала клетски, т.е. как простая изба, где нищелюбцы сами питались часто крохами гнилого хлеба, где мерцающая лучина светила их чтению и пению, – эти монастыри сделались со временем богатейшими лаврами, небесам подобными по своим зданиям, залитыми золотом и огнями? Да потому они такими сделались, что весьма и весьма много дали взаем Богу чрез руки нуждающихся, а Бог заем Свой уплатил им сторицею.
Поэтому, в каком бы положении вы ни находились, бедны вы или богаты, милосердия вообще и нищелюбия в частности не забывайте, ибо за Богом розданное вами не пропадает. «Аз, – говорит Он через блаженного Августина, – (говорит Господь) восприях, Аз воздам; взалкахся и даете Ми ясти и проч. Землю Я восприял, воздам небо; временное получил, воздам вечное; хлеб получил, хлеб и отдам, но небесный и вечный; гостиницу получил, дом отдам; находясь в темнице и посещен быв, воздам свободу» («Нетленная пища», стр. 222).
Так-то милостив Господь к нищелюбцам! Поэтому милосердия не забывайте, ибо им благоугождается Бог. Аминь.