Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Январь. 17-й день
Состояние души по разлучении ее с телом
(Память преп. отца нашего Антония Великого. Прол. янв. 17)
В Прологе, в кратком сказании о житии преподобного Антония Великого, между прочим, говорится, что он получил от Бога дар видеть то, что происходит с душою человека по разлучении ее от тела. Это в сказании выражено так: «Антоний в мертвенне телеси, егда от тела кому отступльшу, и самыя восходы душевные смотряше и оных крамолящя бесы, еже мысленному и бесплотному естеству есть особно». Что же это значит, братие? Что происходит с душою человека по разлучении ее с телом? И что такое восходы душевные? И как понимать выражение: «бесы крамолящя?» Побеседуем об этом в наше назидание.
С душою, по разлучении ее от тела, по учению Макария Александрийского, происходит следующее: «В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить на земли, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около гроба, в котором положено тело, иногда около дома, в котором разлучилась с телом; и таким образом проводит два дня, ища подобно птице гнезда себе; а добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду.
В третий день Бог повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Ему. После сего повелевается показать душе различные приятные обители Святых и красоту рая. Все сие рассматривает душа шесть дней; при этом она изменяется и забывает скорбь, которую имела в теле. Но если она виновна во грехах, то при виде наслаждения Святых начинает скорбеть и укорять себя различными упреками. По рассмотрении же, в продолжение шести дней, всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучения. По сим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение. В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяете приличное ей по делам место» (Воскресенье Чт. 1841 г. № 43, стр. 390).
Что такое восходы душевные? Восходы душевные, в связи со сказанным, нужно понимать так: св. Кирилл Александрийский, в слове об исходе души, пишет, что душа, по разлучении с телом, «держится от святых Ангел, воздухом преходящи, и возвышаема обретает мытарства, хранящая воздух и возбраняющая восходящим душам», и далее, в слове сем, подробно исчисляет все мытарства (богословие Антония, стр. 245). Эти слова св. Кирилла и составляют объяснение слов «восходы душевные».
Теперь остается объяснить выражение: «крамолящя бесы». Объяснение этих слов мы находим в житии преподобной Феодоры. «Откуда, – спрашивала она Ангелов, сопутствовавших ей в странствовании по мытарствам, – воздушные власти знают все дела человеческие, не только явные, но и тайные?» Всякий христианин, отвечали ей св. Ангелы, от Святого Крещения приемлет Богом данного ему Ангела-Хранителя, который, невидимо храня человека, наставляет его во дни и в нощи на всякое дело благое, наблюдая все добрые дела, творимые им в сей жизни.
Таким же образом и князь тьмы, желающий погубить весь род человеческий, приставляет одного из лукавых духов, который, всюду следуя за человеком, замечает все злые дела, поощряет к тому кознями своими и собирает всякое зло, содеянное человеком. Когда разлучается душа от тела и когда начинается в ней стремление к Создателю Своему, тогда лукавые духи стараются препятствовать ей в том, открывая пред нею ее грехи (Воскресенье Чт. 1841 г. № 43, стр. 387). Значит, выражение: «бесы крамолящя» означает бесов, козни строящих, бесов, препятствующих душе взойти к своему Создателю.
Итак, братие, то, что дано Богом видеть св. Антонию из загробного Мира, то теперь нам понятно. Но, прибавим от себя, оно не только понятно, но вместе с тем и весьма поучительно для нас. Так, оно, во-первых, научает нас помнить, что, кроме всеобщего суда, есть еще и суд частный, который совершается особо над каждым человеком, непосредственно по исходу души из тела, т.е. непосредственно по смерти человека.
Во-вторых, научает нас не забывать того, что мы, по смерти, «страшно и грозно место имамы пройти, тела разлучився, и множество нас мрачное и бесчеловечное демонов срящет» (Следов. Псал. молитва по 4-й кафизме). А в-третьих, наконец, учит и тому, чтобы мы непрестанно представляли себе ту величайшую истину, что есть Бог, есть будущая жизнь и есть воздаяние по смерти. Аминь.
Необычайное чудо милости Божьей к милостивому
(Слово о черноризце Мартирии, како Христа носяше)
Все вы знаете, братие, за непреложную истину то, что к милостивым и Господь Сам всегда был, есть и будет милостив. Все вы знаете, что милостивии помиловани будут (Mф. 5, 7), что хвалится милость на суде (Иак. 2, 13) и что блажен разумеваяй на нища и убога (Псал. 40:1–2). Все это так, и все это вы знаете. Но знаете ли то, что к милостивым Господь и не только просто милостив бывает, но и бывает милостив необычайно и являет им иногда чудеса Своего милосердия великие и неисповедимые? Если не знаете, то знайте, что так же непреложную истину составляет и сие последнее, и это последнее мы сейчас и покажем вам на самом деле.
В стране Саворской жил некоторый инок, Христолюбивый, нищелюбивый и милостивый; молодой по возрасту и старый по разуму. Этот инок носил имя Мартирий и проводил святую жизнь. Он имел обычай ходить из своего монастыря в соседний к духовному своему отцу для того, чтобы вместе с ним изливать молитвы пред Господом. И вот, когда однажды, по обычаю, Мартирий шел к своему духовнику, он встретил на пути лежащего нищего, всего покрытого струпьями. Нищий намеревался идти туда же, куда шел и Мартирий, но сил у него на то не было. Мартирий сжалился над ним, разложил на земле свою мантию, положил на нее нищего и понес его на своих плечах.
Когда он, со своею ношею, пришел к монастырю, где жил его духовник, последний встретил его и как прозорливец, исполненный Духа Святого, громко воскликнул к бывшим с ним монахам: «Спешите скорее, отворите врата монастырские! Ведь Мартирий грядет, Бога неся!» Мартирий же, подошедши к вратам, снял с себя свою ношу и хотел поднять нищего с земли, но оказалось, что на мантии никого не было, и он только увидел образ Господа нашего Иисуса Христа, в глазах его возносившийся на небо. И тут послышался голос: «О, Мартирий, ты не презрел Меня на земли, а Я не презрю тебя на небесах! Ты ныне на Меня воззрел милостиво, а Я тебя вовеки помилую!»
Когда, после этого, Мартирий вошел в монастырь, отец духовный спросил его: «Брат Мартирий, где же Тот, Которого ты нес на раменах своих?» Мартирий отвечал: «Если бы я знал, отче, кто Он, я бы простерся у ног Его». Весть о чудном видении тотчас же разнеслась по монастырю. Духовник же еще спросил Мартирия: «Тяжело ли тебе было, чадо, нести нищего на плечах твоих?» « Нет, – отвечал Мартирий. – Когда я нес Его, никакой тяжести не чувствовал, ибо нес Носящего меня и весь мир и Того, Который словом Своим все содержит».
Итак, как видите, подлинно чудны и неисповедимы бывают иногда милости Божии к милостивым, и подлинно иногда воочию, так сказать, исполняются слова святого Василия Великого: «То приемлет Сам Христос, на небеси сидящий, что получает от рук твоих бедный, на земле лежащий» (на богатящихся). Да, поистине, велия верху небес милость (Псал. 107, 5), т.е. бесконечная и неизреченная Божия милость к милостивым! Сам Господь явился принять милость Мартирия и Сам открылся ему! Что может быть необычайнее сего, поразительнее, непостижимее! А между тем, все это совершилось и было на самом деле. А ввиду сего, братие, благотворения и общения не забывайте, ибо таковыми жертвами благоугождается, как сейчас слышали, Бог (Евр. 13, 16). Ввиду сего, будите милосерды, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. 6, 36).
И, наконец, ввиду того же, по слову Божию, оправдайте вдову, дайте суд бедному, помогите нищему, защитите сироту, оденьте нагого, о расслабленном и немощном попекитесь, над хромым не смейтесь, безрукого защитите, слепого приведите к видению света и мертвых, где найдете, запечатлев, предайте гробу. За это, говорит Господь, Я дам вам первое место в Моем Воскресении (3 Ездры 2, 20–23). Аминь.