Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Декабрь. 27-й день
Почему мы должны любить врагов наших и молиться за них
(Памяти святаго апостола и первомученика архидиакона Стефана. Прол. дек. 27)
Мы должны любить врагов наших и молиться за них.
Почему так? Прежде всего, потому, что Господь дал нам заповедь любить их. Любите, говорит, враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф. 5, 44).
Во-вторых, мы должны любить врагов наших по заповеди св. апостола Павла, который учит: благословляйте гонящия вы, благословите, а не кляните, ни единому же зла за зло воздающе, помышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно есть, еже от вас, со всеми человеки мир имейте... Аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его... Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 12:14–21).
В-третьих, мы должны любить врагов и потому, что любовь к ним служит главным условием к тому, чтобы и нас Господь простил и не помянул на суде Своем и наших прегрешений... Если вы, слышим от Него, будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15).
В-четвертых, наконец, и потому мы должны любить врагов, что если бы Господь не велел любить их, то мы жили бы на земле, как в аду; ибо зла злом остановить и пресечь невозможно и зло может быть остановлено и пресечено только добром.
Теперь посмотрим, почему мы должны молиться за врагов. Молиться за них мы должны по примеру Самого Господа и святых Его. Господь во время страданий Своих на Кресте говорил Отцу Своему: Отче, отпусти им: не ведят, что творят. А святый архидиакон Стефан, побиваемый камнями, также вопиял: Господи Иисусе, приими дух мой. Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7, 59–60).
Итак, и Господь, и святые Его учат нас и любить врагов, и молиться за них. Будем же помнить заповедь Божию о любви ко врагам и обещание прощения нам самим за прощение их. Не будем побеждены от зла, а победим благим злое. При сем также и молиться за врагов, конечно, будем и будем просить Господа, чтобы Он Сам Своею благодатью Божественною умягчил сердца их и водворил в них, вместо злобы и мщения, мир и любовь к нам; да все, и мы, и они во Христе едино будем. Аминь.
Борьба с плотью
(Слово о черноризце, егоже блудница не прельстивша умре, и воскреси ю помолився Богу. Прол. дек. 27)
Люди развратные, не имеющие страха Божия в сердце, которые все стали плотью и кровью, только и думают о том, как бы удовлетворить своим похотям. Они соблазняют девиц и женщин, предаются разврату и тайно, и явно и сквернят себя и других. Для этих людей ничего нет святого, и их, не обинуясь, с Апостолом можно назвать сквернителями (1Кор. 6, 9), ибо подлинно они приложились скотом несмысленным и уподобились им (Пс. 48, 13). Чем образумить таковых людей и что сказать им?
Один монах в Нижнем Египте жил одиноким в пустыне и проводил святую жизнь. Некоторая из блудниц сказала юношам: «Что вы мне дадите? я могу соблазнить его!» Они обещали ей драгоценную вещь, и она вечером пришла к монаху и, плача, сказала: «Я заблудилась, спаси меня!» Инок сжалился над нею, пустил ее на свой двор, а сам затворился в своей келье. Наступила ночь, и блудница начала кричать: «Отче, меня звери терзают!» Слыша ее вопли, монах смутился и подумал: «Что мне делать? И откуда такая напасть пришла на меня? Что если она погибнет? Ведь я на суд Божий пойду за нее!» И, убоявшись суда Божия, он открыл дверь в свою келью, и блудница вошла в нее. Что же?
Лишь она вошла, блудный бес с такою силою напал на инока, что он сначала не знал, что и делать с собою; но потом вскоре пришел в себя и из борьбы с дьяволом вышел победителем. Он сказал: «Козни дьявола тьма суть, а Сын Божий свет есть! И так как блудники в муку вечную идут; то я испытаю: могу ли я перенести огонь вечный?» И с этими словами возжег светильник. Когда он разгорался, подвижник положил на него руки, и пальцы его все обгорали. Видя это, блудница от ужаса окаменела и сделалась, как мертвая.
Утром пришли юноши и спросили: «Была ли в эту ночь здесь женщина?» «Была, – отвечал старец, – да она и сейчас здесь и спит внутри кельи». Юноши вошли в келью и нашли блудницу мертвою. «Отче, она мертвая!» – вскричали они. Тогда старец показал им сожженные персты и сказал: «Вот смотрите, что со мною сделала эта женщина! Но Бог не велел платить злом за зло». И с этими словами поднял оживленную им женщину. Она, сказано, после сего покаялась.
Повествование о сем добавляет: «Как видите, братие, слишком велико было терпение старца. Он все персты свои сжег, чтобы избежать блуда. А мы и с помыслом блудным не можем сладить. И такое зло наводит на нас дьявол повседневно и борется с нами непрестанно».
Что после сего сказать вам, люди безнравственные и зараженные нечестием? Обратите, скажем, внимание ваше хотя на одного, сейчас упомянутого нами, инока. Как он боролся со страстью? Чего-чего не претерпел? С вечера и до света огонь жег его, персты отпали, невероятная боль терзала его. А он? Он пребыл непоколебимым как скала, явил воистину ангельское терпение, спас блудницу и победил и посрамил дьявола. Вот и вам всем так же бы нужно было поступать всегда в борьбе со страстью, а не потешать дьявола.
Но прошедшего уже не воротишь и поэтому обуздывайте себя хоть впредь. Умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую (Кол. 3, 4). Храните чувства от соблазнов, помня, что и малая искра иногда рождает пожар. Помышляйте о том, что Бог все видит и знает и за все спросит у нас ответ и, наконец, и о том, что все мы явимся пред судищем Его, да приимет кийждо из нас, яже с телом содела, или блага или зла (2Кор. 5, 10). Аминь.