Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Ноябрь. 25-й день
Против страха смерти
(Страсть св. отец наших, яже живыя сожже Авенир царь)
Когда-то я говорил вам, братие, что для того, чтоб не бояться смерти, нужно чаще размышлять о ней; ныне предлагаю вашему вниманию касательно того же еще наставление. Выслушайте следующее повествование.
Индийский царь Авенир, до принятия Крещения злой гонитель христиан, однажды издал повеление, чтобы все жившие в его царстве монахи в продолжение трех дней непременно оставили его страну и искали себе убежище, где знают; тем же, которые не исполнят его повеления, угрожал смертью. Вскоре после этого, во время поездки на охоту, Авениру пришлось встретиться с двумя иноками. Увидев их, царь пришел в сильное раздражение и с гневом сказал им: «Что же? Разве вы не знаете, что в три дня вы все должны были оставить мою страну?» «Знаем, – отвечали иноки, – и вышли из твоей страны; а что ныне проходим ею, то это для того, чтобы доставить пищу оставшимся здесь братьям». «Да какая же им пища нужна, – вскричал царь, – когда они осуждены на смерть? Разве вы не знаете, что все приговоренные к смерти находятся в ужасе и печали и не требуют пищи?» «Нет, царь, не все осужденные на смерть в страхе и печали находятся, – отвечали иноки. – Ужасаются смерти только те из них, которые ничего хорошего не ожидают для себя в жизни будущей и к земным благам настолько привязаны, что с величайшим трудом расстаются с ними. Мы же, оставивши сей мир и все, что в нем, и проходя ради Христа узкий и прискорбный путь, смерти не боимся, потому что любовь имеем лишь к небесному, и смерть вожделенна для нас, как скорейшее прехождение к жизни лучшей и вечной». «Но, однако, – сказал царь, – вы вышли из моей страны; значит, на самом деле боитесь смерти». «Нет, царь, не ради страха смерти мы вышли из твоей страны, – отвечали иноки, – а ради жалости к тебе, чтобы не подвергнуть тебя за умерщвление нас большему осуждению. А уж если нашей смерти непременно желаешь, то опять повторяем тебе, что она для нас не страшна». Слыша это, Авенир еще более разгневался и тотчас повелел предать иноков злой смерти – сжечь. «И тако, – заключает сказание, – смерть прияша Христовы угодники огнем и мученический подвиг и венцы получиша.
Итак, вот каково средство не бояться смерти! Оно, как видите, состоит в том, чтобы не привязываться в продолжение жизни к земным благам, любить всем сердцем Господа Иисуса и постоянно размышлять о том блаженстве, которое уготовал Бог любящим Его. Что средство это действительно против страха смерти, то подтверждают нам своим примером не только вышеупомянутые иноки, но и весь сонм мучеников, пострадавших за Христа. С верою в Него и будущую жизнь они не только смело, но и с радостью смотрели в глаза смерти, ибо убеждены были, что она для христиан есть только прехождение к жизни лучшей, вечной! Аминь.
Кротость есть лучшее средство для обращения грешника от заблуждения пути его
(Слово о Пафнутии монасе, како спасе разбойника)
Апостол Иаков учит: братие! аще кто в вас блудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак. 5:19–20). Эти слова Апостола значат то, что как велико несчастье человека, когда он грешит, так и велика добродетель того, кто отвратит его от греха и с пути погибельного поставит на путь правый. Если же велика эта добродетель, то, конечно, мы и должны прилежать ей. Каким образом? Самое лучшее, братие, – при посредстве кротости, милосердия, любви к грешнику. Выслушайте следующее краткое повествование, и вы убедитесь в истине слов наших.
Преподобный Пафнутий, будучи великим постником, положил себе за правило никогда не вкушать вина. Однажды, ходя по пустыне, он встретился с разбойниками, которые пили вино. Старейшина разбойников знал Пафнутия, равно и то, что он никогда не пьет вина. Увидав Преподобного, старейшина поступил так: в одну руку он взял меч, а в другую – чашу с вином и, подавая последнюю Пафнутию, сказал: «Пей вино, а иначе я тебя убью!» Старец взял чашу и выпил вино. Тогда старейшина разбойников сказал: «Отче, прости меня за то, что я оскорбил тебя!» Пафнутий отвечал: «Верю, сын мой, что за сию чашу Господь окажет тебе милость и в сей век, и в будущий!» Разбойник этими словами Преподобного умилился и воскликнул: «Даю слово, что я с этих пор никого не обижу, не ограблю, не убью; но сейчас же с тобою пойду, раскаюсь в моих грехах и переменю мою жизнь». С этими словами старейшина разбойников оставил свою дружину, пошел за Пафнутием и «спасе, – сказано, – свою душу, пожив в покаянии».
Ну, как же вы думаете, братие, благоразумно или неблагоразумно поступил Пафнутий, выпивши из рук разбойника вино и сказавши ему приведенные выше слова? Дело говорит, что благоразумно; ибо, после поступка и слов Пафнутия, разбойник обратился из волка в овцу, из чада гнева и проклятия в чадо святыни, любви и благословения. Поэтому, как поступил с великим грешником Пафнутий, так же поступайте с грешниками, которые вам встретятся, и вы.
Помните, что кротость, любовь и милосердие – самый лучший бальзам на раны грешника, и противоположна сему не забывайте, что огонь маслом не заливают и что укоры, попреки и выговоры суровые грешнику приведут вас только к взаимному озлоблению с ним. Аминь.