Пролог в поучениях на каждый день года.
Месяц Октябрь. 3-й день
Польза от размышления о смерти.
(Из слова Иоанна Лествичника о блаженном Исихии Хоривите Безмолвнице)
Вследствие того, что мы живем так, как будто нам и умирать никогда не надобно, и почти никогда не помышляем о смерти, она большею частью застает нас вовсе не готовыми к ней, и тогда ужас наш бывает безграничен. «Как лишиться имения, титула и достоинств? Как явиться на тот свет с нашими грехами? Как дать в них отчет пред Богом?» Так думаем мы, но думаем уже поздно. А сего не было бы, если б мы постоянно думали о смерти. Постоянное размышление о ней удалило бы нас от грехов и вселило ревность к добродетели, а чрез это научило бы встречать смерть не с ужасом, а с радостью.
Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и, для утверждения себя в новой жизни, положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келлии молчальником, вкушал только хлеб и воду и день и ночь плакал о своих грехах.
Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хоть пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий, вместо всякого поучения, воскликнул: «Простите меня, братие! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с сими словами предал дух свой Господу. – И подлинно, братие, не может согрешать! «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши», – учит премудрый сын Сирахов (Сир. 7, 39).
А освободившись по возможности от грехов, само собою понятно, мы встретим смерть с радостью; ибо она люта только для грешников, а для праведников есть переход из мрака на свет, из темницы на волю, от трудов к покою, из страны чужой в страну родную. Один благочестивый старец, достигнув глубокой старости, слег, наконец, на смертный одр. Братия окружили его и горько плакали о разлуке с ним. Старец же, напротив, был полон радости и, открыв глаза свои, тихо улыбнулся; помолчав немного, опять улыбнулся и через несколько минут тишины улыбнулся в третий раз. «Мы плачем, а ты смеешься», – сказали ему братия. «Да, – отвечал старец, – смеюсь. И в первый раз я засмеялся тому, что все вы боитесь смерти, в другой – потому, что вы не готовы к ней, а в третий – потому, что иду от трудов на покой (Пролог Апр. 30).
Итак, братие, если хотите не бояться смерти, постоянно размышляйте о ней. Как воин, который всегда находится в готовности сразиться с неприятелем, не боится его; так и мы, если готовы будем, не убоимся смерти, но с радостью встретим ее. Аминь.
Святые угодники Божии помогают нам в борьбе с демонами.
(Слово о святом Андрее юродивом. Пролог Окт. 3)
Для успешной борьбы с демонами и для победы над ними Господь указал два средства: молитву к Богу и пост, как и сказал: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). А еще есть другое какое-либо средство, также облегчающее борьбу с злыми духами, или нет? Знайте, братие, что есть, и состоит оно в усердной молитве о помощи к угодникам Божьим.
Когда св. Андрей вступил на подвиг юродства, тогда сатана с такою силою напал на него с подвластными ему бесами, что Андрей думал, что для него настал последний час. И вот, находясь в отчаянном положении, он воскликнул: «Святый Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне!» После этих слов ударил гром и послышался голос многих людей. И явился старец с грозными очами, лице которого было почти так же светло, как солнце, явилось и множество людей с ним, одетых в ризы белые. И сказал старец с гневом к бывшим с ним: «Затворите врата, чтобы из бесов никто не мог убежать отсюда». И воля старца была исполнена.
Затем послышался голос бесовский: «Горе нам в час сей, в который мы так обманулись. Грозен Иоанн и жестоко хочет нас мучить». А за этими словами послышались уже и вопли бесовские: «Помилуй мя!» и «Помилуй нас!» Потом скрылись люди, одетые в белые ризы, исчезли также и демоны. Явившийся старец сказал Андрею: «Видишь, как я скоро пришел к тебе на помощь, и знай, что я весьма забочусь о тебе. Сам Бог повелел мне вести тебя ко спасению и пещись о тебе. Будь же терпелив и терпи без ропота все. Уже недалеко то время, когда получишь полную свободу и будешь ходить по своей воле везде, где тебе будет угодно». Андрей спросил: «Господин мой, скажи, кто ты?» Явившийся отвечал: «Я тот, который возлежал на честных персях Господа». И, сказавши это, скрылся от очей Андрея, который затем прославил явленную ему великую милость Божию.
Итак, братие, кроме молитвы к Богу и поста, есть и еще средство, облегчающее нам борьбу с врагами нашего спасения, и это средство, как видите, заключается в усердной молитве о помощи к угодникам Божьим. Едва только Андрей сказал: «Святый Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне», как тотчас Апостол и явился, и бесы были наказаны и прогнаны.
Посему, ввиду действительности этого средства, т.е. молитвы к угодникам Божьим, в борьбе с врагами нашего спасения будем прибегать к этому средству и будем просить св. угодников, чтобы они чаще поражали и изгоняли из нас внутреннего тлетворного змия и освобождали бы нас от воздвигаемых им на нас искушений и соблазнов и всяких бед и зол, И усердная молитва наша к угодникам Божьим, конечно, не будет тща; ибо они по собственному опыту знают, что борьба с дьяволом тяжела и что она требует для человека высшей помощи. Аминь.