Накануне Великого Праздника Рождества Христова
«Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите!»
Опять уже скоро Рождество. Великий, чудный Праздник. Праздник детски-чистого сердца, Праздник горячей веры и непостыдной надежды! Опять будем петь гимны родившемуся Младенцу Христу, опять будем славить Его с ангелами и Вифлеемскими пастухами, опять будем, как мудрецы востока, поклоняться Ему.
О, если бы все это действительно переживалось нами, а не скользило по поверхности нашей души, если бы, наконец-то, проснулась наша мысль, трепетно забилось сердце, загоралось вдохновение в груди от одного этого пения: «Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите», и мы, действительно, сделали бы над собой усилие подняться навстречу Христу, и с безграничной любовью, с восторгом и благоговейным страхом, приникнув к яслям Христовым, отошли бы потом от них, как пастухи Вифлеема, «славя и хваля Бота за все то, что слышали и видели».
Печальное, можно сказать, – ужасное явление наших дней то, что мы в большинстве случаев забываем о том, что «слышали и видели» в те редкие моменты нашей жизни, когда и над нашей головой раскрывалось небо, и даже такие великие дни, как праздники Рождества Христова и Пасхи, не напоминают нам этого настолько, чтобы заставить нас переменить образ жизни и навсегда отдаться Возлюбившему нас и Призвавшему нас из тьмы в чудный свет.
Обыкновенно мы рождаемся, а не делаемся христианами; те благодатные дары Святого Духа, которые такими жгучими, горькими слезами, такими мучительными подвигами обретались христианами первых веков, нам даются легко, мы привыкаем к мысли, что они даны нам, забываем даже об этом; и потому, что забываем, в нашей жизни нет одухотворенности, нет огня веры, света поэзии, красоты и радости. Даже в эти, как мы говорим «страшные, ответственные и апокалипсические» дни бессмысленная, скучная и серая, как осенний тяжелый туман, тянется наша жизнь и давит нас, и наполняет душу безотчетной щемящей тоской.
Если бы порвать с такой жизнью, уйти куда-нибудь, если бы получить силы жить другой, разумной, достойной человека жизнью!
И уйти есть куда, и жить можно иначе! Неужели и в этом году Великий Праздник Рождества Христова не заставит нас задуматься над вопросом: зачем приходил на землю Господь, что принес Он нам, куда зовет нас, чего хочет от нас?
Неужели и в этом году этот день пройдет для нас так же, как проходил, быть может десятки лет: в ярко освещенных храмах, за торжественным богослужением воздадим мы славу родившемуся Младенцу Христу, но... не почувствуем, что воистину «нас ради человек и нашего ради спасения» родился Он; что мы и Он связаны неразрывными узами, и вся наша жизнь, во всех мелочах, должна быть торжественным свидетельством о Нем, непрерывным, так сказать, богослужением.
Надо и пора встать на чью-нибудь сторону – Христа или «мира», врагов Христовых; быть безразличным в данном случае невозможно: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30), – сказал Господь.
Какое тяжелое впечатление производят обыкновенно такие «полу-христиане». Когда вы встречаете человека, открыто насмехающегося над нашей верой, открыто заявляющего, что нет Бога, а есть только один безличный разум, открыто считающего Христа простым человеком, – вам бывает тяжело и больно; но обычно в сердце в тот же миг загорается какое-то бодрящее чувство, зажигается вера в конечную победу Христа: люди отрицают Его или по неведению истины, или по гордости ума и испорченности сердца; в первом случае – верим мы, что наступит день, когда откроются глаза слепцов, и неверующие во Христа придут к Нему и поклонятся; во втором, когда вражда ко Христу вытекает из гордого ума и злого сердца и причиняет верующим страдания, истязание, гонения и даже смерть, – нас утешают, подкрепляют и вдохновляют на борьбу за Веру и Правду Божию слова Спасителя: «В мире скорбни будете, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Но вот пред вами человек, называющий себя христианином, иногда даже священник, или монах, пред вами во всяком случае человек, умерший во Христе для мира и ставший новым человеком, храмом Духа Святого, и этот человек, вы видите, отрицает Христа на каждом шагу своей жизни, отрицает равнодушным иногда пренебрежительным отношением к религии, позволяя себе иногда легкомысленно шутить словами молитвы, или библейского текста, или делает это просто потому, что «привык» к близости к нему того, во что «приникнуть» не могут ангелы; святейшее и сладчайшее имя Иисуса, пред которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, не внушает ему благоговейного изумления, трепета и святого восторга. Этот человек, наконец, не делает ни малейшей попытки направить свою жизнь по заповедям Христовым: Бог Богом, но он живет сам по себе, при этом искренне веруя в свое спасение. Тогда становится жутко и смертельная тоска охватывает душу: ведь если соль потеряет свою силу, чем сделаешь ее соленой?
А ведь таких христиан много, и можно сказать, что равнодушие к своему званию, полученному при купели, «привычка» ко всему святому – это в большей или меньшей степени грех каждого из нас.
Надо собрать все свои силы, чтобы стряхнуть с себя это равнодушие, надо захотеть действительно жить новой прекрасной жизнью, которая вся есть благоговейная работа и несказанная радость пред лицом Божиим, непрестанный подвиг, ведущий к Вечности, и родившийся для нас Христос даст нам эту жизнь.
На сретение Христу зовет уже нас Церковь. Пусть же раздумье над тем, для чего мы созданы, для чего приходил на землю, жил в уничижении и умер на кресте Господь, для чего мы крестились во Христа и облеклись в белые одежды, будет нашим приготовлением к встрече Великого Праздника.
Скоро опять небо раскроется над землею, скоро опять раздадутся ангельские голоса. Неужели и в этом году мы ничего не услышим?
Епископ Никон Пенсильванский
Свято-Троицкая Сергиева Лавра