Полный круг проповедей.
Седмица 7-я по Пятидесятнице.
Четверг. О горизонтали и вертикали
Мф.15:12–21
1Кор.7:24–35
Апостол советует новообращенным: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом».
Человек привык передвигаться по поверхности. Он склонен искать причины своих бед или в неудачной женитьбе, или в том, что у него нет жены, или в плохой профессии, или в своем социальном положении.
Но вот человек услышал призывающий глас Божий. Что предпринять первым делом? Чтобы первый же шаг не стал ложным, Апостол и советует, прежде всего, оставаться на своем месте. Например, «соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены». Не ищи другого состояния, а ищи, как угодить Богу, если ты один. Или – как в Боге построить отношения с женой, если она у тебя есть.
Но не всякий может вдруг начать двигаться только по духовной вертикали. Не всякий способен вдруг постигнуть: как это – заботиться «о Господнем»? И не всякий создан для семейной жизни. А дело спасения не терпит насилия. Останови птицу в воздухе, так она не подниматься от этого начнет, а падать. В ветхозаветные времена, например, Бог одно время Сам посылал Своему народу вождей, называемых «судьями». А «они захотели постоянного царя, «как у прочих народов» (1Цар.8:5).
И тогда Бог через пророка Самуила, хотя и открыл, какие «скорби по плоти» понесут они от этого, но все же сделал по их желанию. И Апостол не заграждает пути по прямой, он сразу оговаривается: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». Допускается и развод, но только ради безбрачия (Кор. 7, 11). Потому что, в конце концов, и с царем, и без царя, и в браке, и вне брака можно остаться с Богом и спастись. Потому что и для царя, и для народа, и для мужа, и для жены, все – только «в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор.7:19).
А в наши дни особенно силен дух времени. Нас, как пыль, носит туда и сюда, не давая остановиться и одуматься. «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон»? – говорит Господь. А мы, действительно, не понимаем, и все ищем, все приобретаем, все устраиваем свою жизнь. «Проходит образ мира сего», – а мы все гонимся за ним, как за призраком. «Время уже коротко», – а мы и душою, и телом все еще там, где «слепой ведет слепого».
И Апостол дает нам необременительный совет. Он говорит: живите, как живете, делайте, что делаете. Но – с одним условием. «Имеющие жен должны быть, как не имеющие». «Плачущие, как не плачущие». «Радующиеся, как не радующиеся». «Покупающие, как не приобретающие». «Пользующиеся миром сим, как не пользующиеся». Имеешь ли жену? Вспомни, что Бог дал тебе ее, Бог может и взять в любой момент. Плачешь ли? – вспомни об утешении, уготованном всем труждающимся и обремененным. Радуешься ли? – вспомни, что «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6:7). Приобрел ли что-нибудь долгожданное? – вспомни, что, может быть, завтра призовет Господь, и ничего не возьмешь с собою…
И таким образом всякий твой шаг по земле обретет как бы противовес, и в твоей душе образуется как бы завязь, как бы ядро твоей личности, предстоящей Богу. Как рабу необходимо почувствовать себя «свободным Господа», так и свободному надо понять, что он – «раб Христов» (1Кор.7:22), и твердо встать на обе ноги перед нашим Господом, посреди потока мирской жизни.