Афон – это особое место, где Игуменией является Сама Матерь Божия
Наместник Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел совершил паломническую поездку на Святой Афон. Основатель Лавры прп. Антоний именно оттуда привез благословение на устроение Печерского монастыря. По словам Его Высокопреосвященства: «Преподобный Антоний, выходя из Дома Божией Матери, ничего другого не мог взять, как благословение Божие. Как Ее материнское наставление, то богатство, который Она сложила, будем говорить – в сокровищницу его жизни. Направила его сюда, чтобы он то, что видел, услышал, узнал, чтобы он передал своим духовным детям в честь и память Преблагословенной Владычицы и нам. Поэтому он пришел из Дома и захотел сделать Дом, какой он видел и знал…»
Владыка Павел, пребывая в Пантелеимоновом монастыре, предоставил редакции православного портала «Русский Афон» интервью, в котором рассказал о двух уделах Пресвятой Богородицы.
- Ваше Высокопреосвященство, Вы не в первый раз посещаете Святую Гору Афон. Какое значение лично для Вас, как для паломника, имеет Святая Гора Афон и, в частности, обитель русских святогорцев?
- В первую очередь я благодарю Бога за данную мне возможность присутствовать на том месте, где наш Игумен, первоначальник и покровитель всех русских монахов – преподобный Антоний Печерский, подвизался. Афон – это особое место, где Игуменией является Сама Матерь Божия, Которая приняла сюда и русских монахов. Здесь все дышит святостью и единством. Это Удел Пресвятой Богородицы, Дом цельбоносный, Дом Божией Матери, Которая призывает каждого, по возможности, сюда приехать, чтобы поклониться святыням Православия.
К Пантелеимоновой обители меня привязывает многое. Прежде всего – сама история. Через Русскую обитель на Афоне осуществляется 1000-летняя связь Святой Руси с Афоном. Кроме того, здесь много моих однокурсников, с которыми я учился и нес послушание в Троице-Сергиевой Лавре. Многие из них еще живы и подвизаются в обители, кто-то уже почил, оставив по себе добрую память, например, иеромонах Анфим (Гащук), который пел когда-то у меня в хоре.
- В Русскую Пантелеимонову обитель на Афоне приезжают паломники и из России, и из Украины, и из Белоруссии, в монастыре живут братия из этих стран. Как Вы считаете, является ли Русский монастырь на Афоне фактором духовного единения братских народов, вышедших из одной Днепровской купели?
- Я очень благодарен за такой вопрос. «Русь Святая – храни веру Православную!», поем все мы во 2-ю неделю Пятидесятницы. Божиим попущением образовалось три страны, три государства. Но Церковь Русская осталась неделима. Если мы все почитаем ап. Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира и святую княгиню Ольгу, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобных Антония и Феодосия – то мы единая семья в единой Русской Церкви, и нас нельзя разделить.
У нас общая Днепровская купель и общее училище благочестия на Афоне – одна на всех Русская обитель. Мы все сюда приходим как в свой дом помолиться, прикоснуться к истории и приобщиться к источникам благодати, услышать наставления монахов. Мы сюда приходим увидеть чудеса, которые Божия Матерь творила и сейчас продолжает творить. Ведь здесь 1000-летняя непрерывная духовная традиция, которая сплачивает наши народы духовно.
Святой князь Владимир Киевский – родоначальник Святой Руси, является ктитором этой обители, помощником преподобных, которые ее создали, так же как был помощником в строительстве храмов и в распространении благочестия в Киевской Руси. Русская обитель на Афоне – это оплот Православия для Украины, для России, для Беларуси, а в общем – для Святой Руси. Я думаю, что не стоит делиться нам, а быть детьми Церкви Русской, Святой Соборной и Апостольской.
- На Афоне существует древнее предание русских святогорцев о том, что преподобный Антоний – основатель Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры подвизался в древнерусской Свято-Успенской Афонской Лавре Ксилургу. Афонский акт 1016 года, открытый в 1936 году, подписанный игуменом Русского монастыря Герасимом, свидетельствует, что монастырь Ксилургу действительно существовал во времена преп. Антония. Насколько важно это предание, обоснованное документально, для истории Киево-Печерской Лавры, Наместником которой Вы являетесь?
- И это правда: преподобный Антоний подвизался на Ксилургу, подвизался здесь, он здесь был, видел подвиг русских афонцев. Для меня важно, что он отсюда, что есть документы, свидетельствующие об этом. Святые Борис и Глеб были убиты в 1015 году. Преподобный Антоний в том же году покинул Русь и вновь вернулся на Афон. И очень хорошо, что есть документы, подтверждающие Афонские предания, которые дополняют историю Киево-Печерской Лавры.
Для меня очень важно, что эта история была и остается истинной; и сколько у меня хватит сил, сколько благословит Господь и Божия Матерь, сколько меня будут терпеть преподобные Печерские и Предстоятель нашей Церкви, я буду хранить историю Лавры, свидетельствующую о духовной связи Святой Руси и Святой Горы.
- 1000 лет назад преп. Антоний принес на Русскую землю благословение Святой Афонской Горы и старца, который постриг его. Спустя столько веков можно ли говорить о сохранении духовной связи, о продолжении благодатной преемственности?
- На протяжении 1000 лет чувствуется молитвенное предстательство преп. Антония. Чувствуется и духовная взаимосвязь с Афоном. Она во всем видна: в храмостроении, в богослужебных традициях, в монастырском быте. Есть связь и она остается, поэтому Киево-Печерская Лавра, как и Афон, является Уделом Божией Матери.
На Руси в Печерской Лавре Она создала небеси подобный храм, сказав, что хочет здесь пребывать постоянно. Она избрала преп. Антония, чтобы он перенес на Русь Афонскую монашескую традицию, которая продолжается, не пресекаясь, по сей день. Весь быт и традиции Киево-Печерской Лавры и всего русского монашества наполнены сознанием духовного единства со Святым Афоном.
- В 2016 году Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне планирует праздничные мероприятия в честь 1000-летнего юбилея Русского монашества на Святой Горе. Планируются ли какие-то торжества в Украине в честь этой памятной даты?
- Несомненно, что нужно отмечать 1000-летие древнерусского монашества на Афоне. Посмотрим, как мы подготовимся, будет ли вообще на Украине празднование. В России – будет. Будет в очень широком масштабе. В России умеют помнить свою историю и ценить своих молитвенников. Мы, к сожалению, не умеем ценить своих святых. Даже тех, которые находятся рядом с нами, например – преподобных Антония и Феодосия.
Они родоначальники древнерусского монашества, в какой-то степени – и государственности, потому что они просвещали и окормляли духовно князей, объединяли княжества. Возьмем, к примеру, Троице-Сергиеву Лавру в России: преп. Сергия почитают не только монашествующие, не только весь епископат и все верующие, но и само государство. К сожалению, у нас в Украине такого нет. Возможно по оплошности, возможно по нерадению, а возможно и по окаменелости человеческого сердца.
Я думаю, что с Божией милостью празднование будет, хотя и не с такой торжественностью, но, без сомнения – с молитвенностью. Приведу такой пример: пещерка Рождества Христова была убогая, а стала известной и почитаемой во всем мире. Так, надеюсь, будет и здесь. Я думаю, преподобный все устроит так, что празднество 1000-летия древнерусского монашества на Афоне будет способствовать миру, единению и Христовой любви.
- Недавно Пантелеимонов монастырь отметил 100-летний юбилей своего старца и настоятеля о. Игумена Иеремии. Что бы Вы пожелали батюшке по случаю такого юбилея?
- Когда я на него смотрю, хочется радоваться и ликовать. Его жизнь – это целая эпоха. Он исповедник, прошедший с верой и без ропота ссылки и лагеря. В то безбожное время принять монашеский постриг – это равносильно принять приговор к смерти. Он не только не посрамил, но приумножил величие Церкви. И я не боюсь употреблять в отношении него таких возвышенных слов. Он никогда не роптал.
Когда Господь посылал испытания, он был всегда кроток, терпелив и смирен. Мы дети, мы внуки его, люди 3-го и 4-го поколения, а он целует руки, просит прощения и благословения, и делает это не формально, а со всей искренностью. Для меня великое торжество и радость видеть этого сияющего благодатью святого старца. Желаю ему лишь одного – Божией милости. Благодарю Бога, что Он засвидетельствовал в этом человеке исполнение Своей воли. Это открытое Евангелие в житии конкретного человека.
Я слышал о нем отзывы почившего Блаженнейшего митрополита Владимира. Вижу и сам, как он здесь себя ведет: Игумен мировой святыни, один из старейших Афонских Настоятелей, а он – всем слуга. Поэтому у меня нет слов от восторга. С тех пор, как я с батюшкой Игуменом познакомился, не было ни одного дня, что бы я не вспоминал и не молился за него со всей его братией. Я вижу многих братьев обители, которых он воспламенил свой любовью. Поэтому еще и еще раз благодарю его за такую любовь, приносящую плоды.
Во всю землю изыде вещание его, потому что сербы, румыны, русские, молдаване, украинцы, греки, болгары, немцы сюда приезжают и все восхищаются этим любвеобильным старцем. Я только желаю, чтобы еще при жизни память его была в род и род, и чтобы по смерти ему уготована была обитель в Царствии Небесном за верность Христу, за любовь к Матери Церкви, за сыновнюю любовь к Матери Божией и за верную службу святому великомученику Пантелеимону.
- Какая главная добродетель в монашеском общежитии?
- Любовь. Если у человека есть любовь, он не будет переслушивать благословения братии и Игумена; если есть любовь, он будет постоянно ходить в храм и никогда не оставлять его; если есть любовь, он никогда не обидится на брата и всегда подставит не ногу, а плечо; если есть любовь, он будет трудиться на любом послушании, потому что будет помнить, что это любвеобильная десница Спасителя дала ему должность, которую он может нести: если священник – по любви будет служить, потому что нет большей любви, чем отдать себя на служение ближнему.
Человек должен оценить сам себя: если мы говорим, что мы любим Бога, но ненавидим ближнего, оскорбляем его, уничижаем, не уступаем ему, не несем послушания, то человек льстец и обманщик, думающий, что все невежды, невидящие, что в нем есть лукавство. Самая главная добродетель – это любовь, а за ней и все другие добродетели: «Любовь долготерпит, не завидует, милосердствует, не превозносится, не гордится, не ищет своего», – как апостол Павел говорит. Любовь отдает всего себя на всесожжение, как это показал Сам Господь.
- Что бы Вы пожелали братии Русской обители на Афоне?
- Одно попрошу братию обители: имейте любовь между собою, как бы ни было трудно. Порой мы думаем, что кто-то другой виноват в наших бедах, скорбях, неприятностях. Но мы сами достойны всего этого, поэтому Господь и попускает. Если мы только изменим свою жизнь, что с теми произойдет, о которых мы думаем, что они препятствуют нам жить, молиться, спасаться? Господь все сделает так, чтобы мы были в милости Божией. Я другого пути не нахожу.
Помните, что мы сами выбирали путь крестоношения. Бремя Христово не тяжелое, оно легкое. Даже болезни и испытания не тяжелы, потому что вместе с нами страдает Христос. Самое главное – отдать себя в руки Богу и безропотно нести свой жизненный крест. Крестоношение – это и милость Божия, и наше послушание. Благодарю за все, и храни всех Господь. Не забывайте в молитвах меня убогого, смиренного и грешного митрополита Павла.
Интервью записано на Святой Горе Афон редакцией православного портала «Русский Афон»