Проповедь
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Праздник Богоявление* возносится к крещению Иисуса Христа в реке Иордан в тридцатилетнем возрасте Иоанном Предтечей, перед открытым выходом на проповедь и началом благовествования Нового учения, запечатленного страданиями и смертью ради спасения человеческого рода. Начало пути он ознаменовал поразительным откровением Своего Божества. Бог Отец и Бог Дух Святый свидетельствовали о том, что Христос, поистине, есть Единородный Сын Божий, Единосущный Отцу, Второе Лицо Святой Троице, Слово, Воплотившиеся ради нашего спасения.
Спаситель, предвозвищенный пророками, Тот, в Чьем Лице Божество неслитно соединилось с нашим человечеством и наполнило его Своей Славой. Вот почему празднике Крещения Господня называется Богоявлением, то есть явлением Божества Христа и первым ясным откровением таинства Святой Троицы. Это событие описывается всеми четырьмя Евангелистами (Мф.3,13-17; Мк.1,9-11; Лк.3,21-22; Ин.1,32-34).
Из Назарета Галилейского Иисус пришел в Иудею на берега Иордана. Здесь св. Иоанн креститель, выйдя из после тридцатилетних подвижнических трудов, молитвы и умерщвления плоти, проповедовал покаяние. Предтеча крестил в водах реки множество иудеев, которые приходили привлеченные его славой праведника и великого пророка Божия. Обличая нечистую жизнь и прегрешения иудеев и напоминая им о близости Божественнаго суда, больший из рожденных женами (Мф11.11) вел их к осознанию своих грехов, к желанию принести покаяние. Таким образом готовил их сердца к принятию Христа.
Иисус Христос совершенным Богом и совершенным человеком без греха, возникает вопрос:зачем было ему креститься? Ответ на него раскрывает великие истины. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что Христос крестился не для Своего очищения, «но ради взятия на себя нашего очищения, подобно тому, как Он принимет на Себя ради нас мучения.
Он крестился, дабы сокрушить «головы драконов», поскольку существовало поверие, что бесы обитают в воде (Пс 73.13) «ты стерл еси главы змиев в воде»; чтобы смыть грехи погрести в водах Иордана всего ветхого Адама; чтобы освятить Крестителя, когда тот возложил руку на главу Иисуса; дабы соблюсти им же данный закон; явить таинство Пресвятой Троицы, происшедшее в тот момент; стать образом и примером нашего совершенного крещения совершающегося водой и святым Духом. Крещением в реке Иордан Христос освятил воды.
Поэтому мы в день Богоявления совершаем обряд водоосвящения, на котором молим Святого Духа снизойти и освятить воды. Соединенная с Божией благодатию вода перестает быть водой грехопадения и становится водой возрождения.
Господь и Бог наш Иисус Христос в Своем крещении и Иордане и в своем «крещении» в смерти не только явил нам таинство из таинств, недоступное человеческой мысли и созерцанию Ангелов, но сделал нас его соучастниками. И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видим славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин 1,14).
Восходя к Богу после Воскресения из мертвых, чтобы во плоти воссесть одесную Отца, Господь окончательно отверз небеса для всей человеческой природы и Благодатию Святого Духа дал ей возможность иметь часть в общей и вечной славе и свете Святой Троицы.
Аминь.
*Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица.
Протоиерей Сергий Скворцов, настоятель Свято-Никольского храма в селе Мазанка Симферопольского района
Великие праздники. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) (видео)
18 января – Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)