Проповедь
О ВАЖНОСТИ ПРОПОВЕДИ
Проповедничество – один из главных аспектов служения Церкви. В Священном Писании Господь говорит Своим ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Из этих слов ясно следует, что центром любой проповеди является Евангелие.
Евангелие – слово греческое, и переводится оно как благая весть. На вопрос почему собрание четырех известных нам книг (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) называется Евангелием, один из новомученников и исповедников Российских – свт. Василий еп. Кинешемский дает следующий ответ: «Это весточка из потустороннего мира на грешную землю. Весть от Бога страдающему, томящемуся во грехе человеку; весть о возможности возрождения к новой, чистой жизни; весть о светлом счастье и радости будущего; весть о том, что все уже для этого сделано, что Господь отдал за нас Своего Сына. Человек так долго, так страстно, так тоскливо ждал этой вести». Вот она благая весть!
Необходимо помнить, что не всякое слово может быть проповедью. По определению одного из выдающихся богословов прошлого века архиепископа Аверкия (Таушева), проповедь – это есть «раскрытие Слова Божия или сообщение учения о нашем спасении, учения, содержащегося в Божественном откровении и хранимого Церковью, с целью споспешествоватъ устроению нашей духовно-нравственной жизни в согласии с теми заветами, какие дал Господь для людей, желающих вступить в Царствие Божие».
Призывать неверующих грешников к вере и покаянию, назидать или утверждать верующих в вере и добродетели и разъяснять учение Христа – вот цель проповеди.
По своему характеру проповеди бывают разных видов: призывные, в которых грешники призываются к вере и покаянию; назидательные и воспитательные, в которых верующие утверждаются в делах веры и поучительные, в которых разъясняются известные тексты Св. Писания или вопросы, основанные на них, и предназначенные, главным образом, для верующих.
Главное достоинство проповеди заключается в том действии, которое она производит на слушателей, и зависит оно не только лишь от внешнего багажа знаний, а от того, насколько она является выражением воли Божией. Яркий пример этому – Предтеча Господень Иоанн. Не спроста он назван «гласом вопиющего в пустыне (Мф. 3, 3)». Митрополит Антоний Сурожский так отзывается о нем: «Свою проповедь он говорил из глубины зажегшегося сердца, из глубин покаявшейся совести, из глубин человека, который так возлюбил Бога, так возлюбил других людей, что он всю свою жизнь погубил, по-человечески говоря, чтобы быть готовым сказать одно живое слово от имени Бога». Чем больше священник приближается к этому образу, тем более ясна и понятна его проповедь. Ведь тогда через его очищенный, отрешенный от мирских страстей и похотей, от тщеславия и эгоцентризма ум, может говорить Дух Святой. Слово Божие подобно стреле, которая способна ударить в цель и пробить щит. «Но стрела остается бездейственна, если нет лука, тетивы, крепкой руки и верного глаза» – говорит прп. Иоанн Лествичник.
Итак, слово проповеди нужно не только пастве, но и самому проповеднику. Призыв ко спасению обязывает спасаться прежде всего самого проповедника. Здесь большое место занимает личный духовный подвиг, вера в то, что он говорит и старание, с которым он подходит при подготовке своей проповеди.
Умелый педагог всегда может объяснить людям разных возрастных и социальных категорий то, чему он учит. Вот таким же должен быть и священник. И ребенку, и юноше, и взрослому человеку – все равно – дать Божественную жизнь через животворное слово и святые Таинства, потом ему помочь осознать то, что он получил, то, чем он уже обладает, и раскрыть всю глубину и весь объем опыта Божественной жизни.
На этом нелегком пути пусть Господь поможет каждому. А мы всегда должны помнить Его слова: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». (Мф.11:30)
Протоиерей Георгий Дик