Проповедь
Икона Божией Матери «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Празднование иконы – 6 ноября
Во имя Отца и Сына и Святого духа, аминь.
Возлюбленные братья и сестры, в сей день Святая Православная Церковь славит и величает Пресвятую Деву Богородицу и поставляет нам на поклонение и молитвы Ее святую икону, именуемую дивно - «Всех скорбящих Радость». Само название этой почитаемой иконы для нашего верующего сердца говорит о многом, а для неверующих звучит весьма абсурдно, потому как какую такую радость могут испытывать скорбящие, немощные, страждущие люди, когда они претерпевают боль и страдания от которых не только плоть, но и душа человеческая изнемогает.
Зададимся и мы с вами таким вопросом, потому, что и для нас рассуждения об этом будет душеполезно, особенно для кающихся в малодушном ропоте во время скорбей. Для прояснения этого важного для нас вопроса обратимся к Священному писанию и к богатейшему опыту нашей святой матери Церкви, выраженному в житиях и творениях святых отцов, мучеников и праведников, также не избежавших горестей и скорбей, но «претерпев до конца» стяжали радость в благодарных ко Господу сердцах и обрели от Царя Славы нетленные венцы правды.
Великий страдалец древности праведный Иов говорит: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» (Иов 14,1). «Потому, что все дни его скорби, и его труды беспокойны; даже и ночью сердце его не знает покоя» (Екл.2, 23). И действительно, если посмотрим на обстоятельства нашей жизни и жизни окружающих, то для нас ясно откроется, что большая часть людей находится в скорбях, или точнее сказать, «нет человека на земле без скорби, без печали, нет без искушений и болезни» (cвт. Дмитрий Ростовский).
Только не все люди в одно время бывают посещаемы скорбями: одни ныне испытывают чашу горести, других она ожидает вскоре. Иной упивается удовольствиями мира сего и славой и богатством, не чувствует, что вкушает яд вредящий его душе, или поздно он ощутит вред его, или бедностью или болезнью, или потерей имущества и презрением от других, или неповиновением детей, или наконец душевной тоской, не находя ни в одном из этих благ утешения, хотя и окружен ими. Скорби посещают человека во всякое время, во всяком возрасте; положении и звании. «Мир во зле лежит» (1Ин.5Д9). Что в мире не горестно?
Но отношение и взгляд на всякого рода беды, лишения и скорби у людей верующих и не верующих абсолютно различны. Послушайте историю об одной женщине.
Один из иноков находясь в Александрии, вошел в церковь помолиться. Тут он увидел оду почтенную женщину, при которой был раб, и эта женщина, упав перед иконой Спасителя, восклицала «Оставил мя еси Господи, помилуй мя, Милостивый!». Слыша ее вопли и видя ее слезы, инок подумал: «Видимо, она вдова, и кто-то обижает ее». Выждав, когда она закончила молитву, инок подозвал к себе ее раба, сказал: «Передай своей госпоже, что мне нужно поговорить с ней». Раб передал. Она подошла к иноку. Инок спросил: «Кто же это так тебя обижает, что ты так горько жалуешься Богу?».
Женщина со слезами отвечала: «Я нахожусь в мире и меня никто и ни чем не обидел. Вот о том то я и плачу, что за мое небрежение Бог оставил меня и три года ни какой скорбью не посетил. В это время ни сама не болела, ни сын мой, даже из домашней птицы ни одна не пропала. И вот, размышляя об этом, я думаю, что Бог прогневался на меня, и умоляю Его, чтобы Он хоть как-то посетил меня». Удивился инок боголюбивой и крепкой душе женщины и ушел от нее славя Бога.
Многие мирские люди сочли бы эту женщину сумасшедшей, однако мы должны заметить глубоко духовное понимание значения скорбей в жизни человека, в деле его спасения и угождения Богу. Уже из слов этой женщины мы видим, что скорби посылаются нам от Бога, они воспринимаются ею как посещение Божие.
«Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, что бы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога», - говорит прп. Макарий Великий. Конечно же, братья и сестры, мир не был бы исполнен столь многочисленных скорбей, если б не отошел род людей от своего Творца и не впал в грех, и теперь отравляемы ядом греха, постоянно искушаемы от врага нашего спасения, диавола, имеем нужду в средстве избавления от сей духовной болезни, побеждающей наше немощное естество. Поэтому Господь, подобно врачу, дающему больному горькое лекарство от болезни. Он посылает нам скорби, дабы уврачевать наши язвы, причиненные нам грехом, как истинный Врач душ и телес наших.
«Нищий духом, по самому духу этой нищеты, не только не смущается находящими скорбями, но и считает себя повинным еще большим, как нуждающийся в сильнейшем врачестве покаяния», говорит свт. Григорий Палама.
А что, как не скорбь приводит помутненный и ослепленный человеческий разум к сознанию множества грехопадений своих, что как не скорбь заставляет сплетшееся в узы страстей окаменевшее сердце наше вздрогнуть и вновь свободно биться в такт усердной и слезной молитве к Богу с просьбой о помиловании и прощении, что есть начало покаяния, начало новой жизни с любящим нас Богом.
«Поврежденная природа наша постоянно нуждается, как в противоядии, в скорбях; ими погашается в ней сочувствие к греховному яду страстей, в особенности к гордости, ими выводится «служитель Божий из напыщенного неправильного мнения о себе в смиренномудрие и духовный разум», говорит свт. Игнатии Бренчанинов.
Как нам после этого, дорогие братья и сестры, не возблагодарить всеблагого Бога, за Его терпение и человеколюбие к нам грешным, падшим. Посылающего нам врачующие нас скорби, когда ими очищаем мы свои души, если со смирением и терпением принимаем их, как принимал праведный Иов многострадальный говоря: «Я получил хорошее из руки Господа, неужели я не перенесу плохое?». Скорбями мы приближаемся ко Господу идем по Его стопам, испившему нас ради и нашего ради спасения чашу страданий и крестных мук. И конечно же в этот день и всегда будем благодарить Его за то, что даровал нам Заступницу усердную Пречистую Свою Матерь и Саму Приснодеву Марию за Ее молитвы за нас, особенно в минуты жизни скорбные, когда на Ее милостивное предстательство, возлагая надежду, имеем веру в избавление от бед и всякого зла, по Ее, Богородицы ходатайству.
Сие же видим и в самом Ее образе, именуемом «Всех скорбящих радость», где Царица Небесная, стоя посреди множества немощных и скорбящих, дарует одним утешение, иным исцеление, помощь и главное - радость о спасении во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же честь и слава подобает со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки.
Аминь.
Источники:
1. Алипий инок Критский «Грешников спасение».
2. Пролог.
3. Г.И. Шиманский, «Учение Святых Отцов о страстях и добродетелях».
Протоиерей Максим Усенко, настоятель храма святителя Луки при Крымской республиканской психиатрической больнице №1 в городе Симферополе.
В Свято-Троицком соборе города Симферополя хранится одна из крымских святынь: обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая».