Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
По традиции, установившейся на самом деле не очень давно, во второй половине XIX столетия, Пасхальное богослужение теперь начинается, как правило, в 23 часа 30 минут. Для верующего человека очень важно не только присутствие на богослужении, но и участие в нем. Для этого сейчас есть много всяких возможностей – от пособий, книг, комментариев, которые помогают сознательное в нем участие. Но дело даже не только в этом.
Для христианина участие в богослужении это принятие таинств церкви – исповеди и причастия. И в данном случае можно сказать, в том числе и только подходящим к ограде церковной людям: славим древнего христианского святого Иоанна Златоуста, который призывает в этот день пасхальный прийти к чаше и постившихся, и не постившихся и трудившихся весь пост и пришедших к нему только в самом конце.
Даже если кто-то еще к этому не готов, то сам по себе опыт присутствия, может быть, на несколько десятков минут, на ночном пасхальном богослужении для многих уже стал опытом приобщения к небу, когда вопреки всему в тебе самом небо оказывается очень близко.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Как проходит Пасхальное богослужение
Начало пасхальной службы
Служба начинается незадолго до полуночи. Первая ее часть называется «Полунощница» с каноном Великой субботы. Во время нее читаются Деяния Апостолов. После этого служители церкви переносят из середины церкви в алтарь и возлагают на престол плащаницу – изображение Христа во гробу.
При этом хор и священники поют: «Восстану бо и прославлюся». На Великом престоле плащаница будет находиться до момента Отдания Пасхи, то есть до праздника Вознесения Господня.
Перед самой полуночью рождается и набирает мощь колокольный звон – Благовест. Он возвещает, что светлый праздник начался.
Священники трижды, сначала очень тихо, а потом все громче и громче поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Первый раз поют при затворенных Царских вратах и задернутой завесе (катапетасме); второй раз – громче, при закрытых Вратах, но при раскрытой завесе; третий – при отверстых Царских вратах и только половину текста. Вторую половину допевает хор.
Заутреня и крестный ход
Ровно в полночь начинается Заутреня. Под звуки Благовеста священнослужители с крестом, хоругвями, иконами, благовониями и пасхальными светильниками выходят из алтаря и шествуют через всю церковь к выходу. Это крестный ход.
Впереди несут фонарь, следом – большой запрестольный крест, образ Богородицы, а далее уже идут попарно: хоругвеносцы, певцы, свещеносцы с большими свечами, диаконы с кадилами и свечами поменьше, священники.
Последняя пара священников несет Евангелие и икону Воскресения. Замыкает шествие предстоятель храма с тремя перекрещенными и связанными свечами (трисвешником) и еще одним крестом.
Трижды священники и прихожане обходят церковь против часовой стрелки. У мирян в руках зажженные свечи. Снова звучит стихира, стих шестой: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А над церковью взлетает сменивший Благовест ликующий пасхальный трезвон, символизирующий радость от вести, что Христос воскрес.
Во время крестного хода священники многократно приветствуют прихожан словами: «Христос Воскресе!», каждый раз повторяя их три раза подряд. И миряне отвечают слаженным хором: «Воистину Воскресе!».
После тройного обхождения церкви процессия входит в притвор и останавливается перед закрытыми дверями храма. Колокольный звон смолкает, а священник, приняв от диакона кадило, окропляет иконы и прихожан святой водой. Остальные служители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Предстоятель читает стихи из пророческого псалма: «Да воскреснет Бог», на что прихожане отвечают: «Христос воскресе».
После этого звучит стихира, и снова: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Священник кадилом изображает на воротах знак креста животворящего, и ворота отворяются.
Пасхальное шествие заходит в церковь, празднично украшенную цветами и многочисленными зажженными свечами. Пасхальная служба продолжается второй частью Заутрени. Во время нее поется пасхальный канон и читается «Слово святого Иоанна Златоуста», напоминая верующим о значении Пасхи. Завершает Заутреню пение стихир Пасхи: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением».
Длится Светлая Заутреня около полутора часов. После нее миряне поздравляют друг друга, обмениваются крашеными яйцами и тоже христосуются (целуются троекратно).
Икона в алтаре Свято-Никольского храма в Симферополе
Можно ли на пасхальное освящение приносить в храм мясные блюда? Есть ли какое-то установление, что должно освящаться? Читать ЗДЕСЬ>>
ПАСХА (фильм 1-го канала, Россия)
Воскресение Иисуса Христа
ПАСХА. Пасхальные обычаи – видео>>