Плащаница Господня
«Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Твое Тело, Плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове закрыв, положи. Но тридневен воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость».
Одно из самых скорбных богослужений Страстной седмицы совершается в пятницу – вынос Плащаницы и чин ее погребения. В течение Великого Пятка (пятницы) и Великой Субботы Плащаница находится в храме для поклонения верующих. Это одна из величайших святынь христианства, так как в нее при погребении было повито Пречистое Тело Иисуса Христа.
О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют все четыре Евангелия. В Евангелии от Марка написано: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса… Он, купив Плащаницу и сняв Его, обвил Плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба».
Святыня эта сохранилась до наших дней. Она таинственным образом несет на себе изображение Распятого Тела Спасителя. На этом тонком льняном полотне длиной 4 м 36 см и шириной 1 м 10 см вырисовываются очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой, видны длинные волосы. На Плащанице остались следы крови, текшей из многочисленных ран: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку.
Современные методы исследования Плащаницы привели к совершенно определенному заключению: изображение на ней возникло тогда, когда Тело Иисуса Христа лежало в погребальной пещере. Сейчас уже абсолютно ясно, что ткань, из которой сделана Плащаница, использовалась именно в дни земной жизни Спасителя.
Исследования Плащаницы показали, насколько страшным было то, что сделали с Иисусом Христом, насколько жестокой была Его казнь. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию. Исследования Плащаницы показали, что бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а сдергиваясь с него, рвали кожные покровы.
Как считают судебные эксперты, Христа привязали к столбу за вздернутые руки и били сначала по спине, а потом по груди и животу. Ударов было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги. Кончив избиение, на Иисуса Христа положили тяжелый Крест и приказали нести его на место предстоящего распятия — Голгофу. Таков был обычай: осужденные сами несли орудия своей мучительной казни.
В Евангелиях говорится о том, что палачи возложили терновый венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ уничижения, а продолжение пыток, мы также узнаем благодаря научным исследованиям Плащаницы. Шипы тернового венца были столь сильны, что они прокололи сосуды на голове, а потому кровь обильно струилась по волосам и Лицу Спасителя. Исследуя Плащаницу, специалисты воссоздают события, о которых написано в Евангелиях: заушение Христа, несение Им Креста, Его падение под ношей от изнеможения.
Кроме того, Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса Креста на правом плече Иисуса. Физически измученный и обессиленный, Он неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка Креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.
Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения.
С Плащаницей связано удивительное событие. В 1898 году фотографу Секондо Пиа позволили сделать два снимка Плащаницы. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся фотографический портрет Христа Спасителя – Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.
«Святая Плащаница Христова, – размышлял он, – сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив, да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 70 лет! Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо».
В благоговении он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь: «Христос пришел к нам в дом». В ту памятную ночь он отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких представлений о негативе и фотографии вообще, не мог бы ее нарисовать, сделав по существу почти невидимый негатив.
Плащаница – наша святыня, к которой мы можем благоговейно прикоснуться только один раз в году. В эти дни православные христиане стараются прийти в церковь, оторваться от своих повседневных дел, потрудиться хоть немного для спасения своей души.