Архиепископ ДИМИТРИЙ – епископ Таврический и Симферопольский
Димитрий (в миру князь Абашидзе Давид Ильич, в великой схиме Антоний), архиепископ Таврический и Симферопольский.
Родился 1 октября 1867 года в Тифлисской губернии.
В 1891 окончил Новороссийский университет в Одессе и поступил в Киевскую Духовную академию, где в 1892 (на I курсе) принял постриг с именем Димитрий. В 1896 окончил академию со степенью кандидата богословия и рукоположен во иеромонаха.
16 августа 1896 г. назначен преподавателем Священного Писания Тифлисской Духовной семинарии, с 1897 — инспектор Кутаисской Духовной семинарии, с 1898 — инспектор Тифлисской Духовной семинарии.
В 1900 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Миссионерской Духовной семинарии в селе Ардонское близ Владикавказа.
23 апреля 1902 г. хиротонисан во епископа Алавердского.
С 4 ноября 1903 г. епископ Гурийско-Мингрельский.
С 16 апреля 1905 г. епископ Балтский, викарий Подольской епархии.
С 20 января 1906 г. епископ Туркестанский и Ташкентский.
С 25 июня 1912 года – епископ Таврический и Симферопольский.
В 1914 г., с началом Первой мировой войны стал рядовым священнослужителем Черноморской эскадры.
В 1915 г. в кадетской и октябристской печати против него была развязана кампания по обвинению в германофильстве и защите немецкого засилья в России. В защиту своего архиерея выступили священнослужители епархии. Протоиерей Н. Бортовский (принявший в последствии мученическую кончину) выпустил брошюру, в которой доказал всю лживость нападок со стороны «левых патриотов» на владыку Димитрия.
В 1915 г. возведен в сан архиепископа.
Архиепископ Димитрий благословил Нижегородское Всероссийское Совещание уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26-28 ноября 1915 г. (Нижегородское совещание). Он прислал в адрес Совещания телеграмму, в которой исповедал свои монархические и патриотические убеждения: «Смиренно молю Господа объединить всех правых в единую крепкую Царскую рать для защиты спасительных праотеческих устоев русской государственной жизни, для вразумления и рассеяния обольщенных и заблуждающихся, ищущих пользы в иноземных порядках и рабского, жадного подражания им, для уничтожения богопротивной крамолы и всех аггелов этого адского измышления. Свидетельствую Вам нашу неизменную любовь и всегдашнюю готовность до смерти стоять у стяга русского. Сладостно умереть за Веру, Царя и Отечество». В 1916 г. Н.Н. Тиханович-Савицкий предлагал включить владыку Димитрия в состав общемонархического Совета, который планировалось избрать на Всероссийском Съезде Русских Людей в 1917 г.
С болью владыка принял известие об отречении Государя. Он понимал, что теперь не за горами и гонения на Православие, и стремился подготовить народ к испытаниям. В обращении к православным прихожанам и приходским советам Таврической епархии он призывал свою паству не предаваться унынию и хранить Веру: «Будем же беречь это драгоценное наше сокровище, нашу Православную Христову Веру, ибо и ныне она победит всех врагов, разрушит все козни и выведет нашу многострадальную Родину в новую жизнь, как это неоднократно прежде бывало в истории нашего Отечества».
Он категорически возражал против превращения религии в частное дело, против отделения Церкви от государства и школы, к чему откровенно призывали революционные агитаторы.
В 1917-1918 гг. архиепископ Димитрий участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви. Во время гражданской войны в мае 1919 г. состоял членом Церковного управления Юга России. Не захотел покинуть пределы России вместе с уходившими белыми войсками, был арестован. До 1922 г. находился под следствием в Симферополе.
В 1923 г. выслан за пределы Крыма. В 1924 г. освобожден, два года скитался. В 1926 г. явочным порядком поселился в Киевской Китаевой Пустыни. С 1920-х годов жил в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
В 1928 (или 1929) пострижен в великую схиму. Пребывал в затворе, старчествовал. С 1930 после закрытия лавры жил в Киеве на квартирах, окормлял катакомбную паству. Во время оккупации Киева вновь поселился в лавре.
Преставился 1 ноября 1942 г. в Киево-Печерской лавре, погребен за алтарной стеной Крестовоздвиженского храма лавры у входа в Ближние пещеры.