Церковные термины
Аналой – высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы.
Аллилуйя (греч. - от евр. «хвалите Бога») – словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в христианское богослужение без перевода.
Алтарь (лат. высокий жертвенник) – восточная, главная часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.
Амвон (греч. восходить) – часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п.
Аминь (греч. от евр. истина) – слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода.
Архиерей (греч. старший священник, начальник священников) – священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией.
Неофициальное обращение к архиерею – «владыко».
Благоверный – царь или князь, много способствовавший укреплению православия и причисленный церковью к лику святых; например – благоверный князь Александр Невский.
Благовест – колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения – мерные удары в один большой колокол.
Благодарственные молитвы – пять молитв, читаемых верующими после причащения.
Благословение – Возглас священника, которым начинается богослужение. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом «Мир всем».
Благочинный – священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии – благочиния.
Водоосвящение – освящение воды, совершаемое священником, троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое.
Врата Царские – главные врата иконостаса – двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.
Всенощное бдение – общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью
Горнее место (горнее – слав. высокое) – место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников.
Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Есть неподвижные и подвижные.
Неподвижными являются (в скобках указывается новый стиль): Рождество Христово – 7 января, Крещение Господне, или Богоявление – 19 января, Сретение Господне – 15 февраля, Преображение Господне – 19 августа, Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля, Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа, Воздвижение Креста Господня – 27 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим – шестое (последнее) воскресение Великого поста, Вознесение Господне – сороковой день от Пасхи, Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день от Пасхи.
Дьякон (греч. служитель) – священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п.
Евхаристия (греч. благодарение) – таинство православной церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона.
Елеопомазание – помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а) на утрени с полиелеем (торжественным песнопением) после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением.
Елеосвящение (Соборование) – таинство православной церкви, совершаемое над больными. Таинство елеосвящения установлено на основании слов апостола Иакова в Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пре свитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику - семью) священниками (отсюда др. назв. – соборование), но допускается и одним.
Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем.
После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Елей в таинстве елеосвящения обычно используют смешанный с вином.
Епархия (греч. область) – церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административным делением страны.
Епитимия (греч. наказание) – духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т.п.
Иерей (греч. священник) – священник.
Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.
В середине нижнего яруса находятся врата Царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.
Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.
Третий ярус содержит иконы деисисного чина.
Четвертый – икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков.
Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев.
Завершается иконостас распятием.
Исповедь – таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния.
Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей.
По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест.
В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. миряне к причащению допускаются после исповеди.
Кадило – металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.
Камилавка (греч. верблюд) – головной убор священнослужителя в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти.
Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. Черная камилавка - принадлежность облачения монаха.
Клирос – место в храме, предназначенное для хора.
Коливо (кутия) – вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.
Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар блаженство будущей жизни.
Коляды – народные песни, посвященные Рождеству Христову.
Крест – символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима).
Крестный ход – торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.
Купель – большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в нем младенцев.
Лавра (греч. многолюдное место) – название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений.
В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая), Свято-Успенская Святогорская лавра (монастырь с XV в., лавра с 2004 г.)
Литургия (греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения.
Месяцеслов – церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых, может также содержать необходимые богослужебные указания.
Миряне – часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения.
Митра (греч. повязка, носимая на голове) – принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической.
На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы - Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого либо святого или праздника; и одна икона наверху - Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.
Молебен – богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого.
Совершается по просьбе верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т.п.). Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов - на поле, и т. д. Может соединяться с водоосвящением.
Монастырь (греч. жилище монахов) – комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов. Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.
Монах (греч. один) – человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу.
Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.
Мощи – останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными.
Настоятель – старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятельницей женского монастыря является игуменья.
Оглашенные – люди, готовящиеся к принятию таинства крещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные как не являющиеся еще членами церкви не допускаются к присутствию при совершении таинств, на литургии им разрешается присутствовать до начала литургии верных.
В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением.
Отпевание – богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем.
Панихида (греч. всенощный) – богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих и в установленные дни всей церковью – на радоницу и родительские субботы.
Паперть – внешняя часть притвора – крыльцо храма.
Плащаница – плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы – в богослужении Успения.
Поминание – маленькая книжица, в которую верующий записывает имена живых и усопших, о которых он молится.
Праведный – святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.
Преподобный – святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни
Престол – стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно священнослужителям.
Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды - нижнюю белую, обвитую веревкой и в верхнюю цветную. На престоле полагаются – антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада.
В православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).
Престольный, или храмовый, праздник – день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм.
Причащение – таинство православной церкви. Иначе причащение называется таинством евхаристии. При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа, становится таким образом причастным ко Христу.
Таинство причащения совершается архиереем или священником во время литургии. В православной церкви к причастию принято приступать натощак и после исповеди.
Проскомидия (греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике
Протоиерей – старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения.
Равноапостольный – святой, который много способствовал распространению христианства в какой либо области или стране. Например - святой равноапостольный князь Владимир.
Ряса (греч. рваная одежда) верхнее облачение духовенства и монашества – длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, черного цвета.
Святитель – святой архиерей.
Священник – священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером. Неофициальное обращение –«отец».
Скуфия – принадлежность облачения – головной убор в виде небольшой пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета. В настоящее время монахи и архиереи носят скуфию во внебогослужебное время, священникам из белого духовенства богослужебная фиолетовая скуфия дается в качестве награждения.
Солея – возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном.
Трапезная (греч. стол, еда) – здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
Требы – богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы делятся на:
- содержащие совершения таинств – крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение;
- не содержащие – отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома, колодца и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое может совершаться дьяконом, в крайних случаях может совершаться мирянином).
Тропарь – краткое песнопение, посвященное празднику, святому, данному богослужению и т.п.
Храм – здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное – имеющее престол и освященное архиереем.
Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.
Церковнослужители – вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении – алтарники, чтецы, певцы и т.п.
Часовня – небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы – преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в т.ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет алтаря.
Часы – общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час - вечером, третий и шестой часы – утром, девятый час днем.
Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час – воспоминанию крестного пути и распятия Иисуса Христа, девятый час – воспоминанию Крестного страдания и смерти Иисуса Христа. Часы бывают вседневные, великопостные, царские и пасхальные.
Четки (от слав. счет) – шнурок с узелками или бусинами, служащий для счета прочитанных молитв.
Чтец – церковнослужитель, во время богослужения читающий богослужебные тексты.
Юродивый (Блаженный) (слав. глупый, безумный) – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения.