Когда можно поздравлять словами «Христос Воскресе» – в субботу или в воскресенье?
В святом Евангелии прямо сказано: Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине (Мар.16:9).
Суббота у евреев была седьмым днем. По прошествии ее начинался первый день недели – воскресенье.
Есть свидетельство и в книге Деяний св. Апостолов: Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (Деян.10:40-41).
Спаситель мира был распят в пятницу, следовательно, третий день приходится не на субботу, а на воскресенье.
Иеромонах Иов (Гумеров)
В связи с тем, что Фонд Андрея Первозванного стал регулярно доставлять благодатный огонь из Иерусалима в Россию, у некоторых верующих возникает вопрос: когда можно разговляться?
Если огонь уже сошел, то значит Христос воскрес и Пасха наступила? Или же Пасха и разговение наступают только в ночь на Воскресенье, а не в Великую субботу, когда огонь сходит?
Благодатный огонь сходит в преддверии Воскресения Иисуса Христа. Но Пасха наступает все же в воскресенье, потому что, согласно священного Писания, Господь воскрес на третий день.
Священник Сергий Уланов,
проректор Воронежской духовной семинарии
Кратко о Пасхальном богослужении
Вечером в предпасхальную субботу, еще задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм. Примерно в половине двенадцатого ночи во всех храмах служится пасхальная полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа), кадят ее и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение сорока дней – до дня Вознесения Господня.
Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон – благовест возвещает о приближении великой минуты Воскресения Христова. Ровно в 24 часа по местному времени при закрытых царских вратах священнослужители тихо поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
После этого отодвигается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание.
Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, пришедшим ко гробу, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне.
Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверьми храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение, и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…».
Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!..».
Последующее богослужение Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного св. Иоанном Дамаскиным.
Между песнями канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!»
В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами. Это называется «христосоваться».