Как понять Евангельские слова: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16,9)?
Как-то пришла к нам одна женщина и говорит: «Я работаю на фабрике, у нас на складе много всякого материала. Может, я возьму и всем раздам его, так я приобрету себе друзей неправедным путем». – «Нет, – говорим мы ей, – тебя за это посадят и доброго дела ты никакого не сделаешь. И те, кому ты дашь материал, тебя не выручат».
Как понимать эти слова? Человек, живя на земле, имеет физические силы, какие-то способности – дары Божий и их надо употребить во славу Божию, а не для себя. Это и есть «неправедным путем приобрести друзей». Почему этот путь «неправедный»? Потому что, все, что бы мы не делали ближнему, мы делаем не сами, дарим ему не свое, а Божие.
И богатство, что у нас сейчас есть, оно тоже неправедным путем приобретено. Например, мы что-то посадили в огороде, в саду: виноград, яблони, морковку, огурцы – мы только посадили, а Бог все взрастил. Это все не наше, т.е. неправедное приобретение. И мы, давая другим людям от этого урожая, делясь с ними, приобретаем себе друзей, которые будут за нас молиться.
Этого богатства сейчас много, например, коммерсанты занялись бурной деятельностью, у них ведь тоже неправедное богатство. А могут они его употребить и во благо – не копить где-то в банках, а жертвовать на Церковь, подавать нуждающимся. А те за них будут молиться. Многие коммерсанты бывают невоздержанны в винопитии, никак от этой страсти избавиться не могут.
Если тот, кто страдает этим недугом, пожертвует храму, монастырям, нуждающимся, сиротам, за него молитва огромной силы пойдет; злой дух пьянства мигом отойдет, и он получит исцеление. Поэтому, когда мы подаем за усопшего или здравствующего страждущего человека, человек исправляется, бес от него отходит и ему становится легче. Вот что означают слова «неправедным богатством».
Священнику дана особая благодать, ни одному царю в мире не дано такой благодати и власти, которая дана Господом Его священнику. Он имеет право совершать все Таинства: от крещения до отпевания, служить Божественную Литургию, принимать исповедь и прощать грехи; многое дано священнику в благодати. Он может держать ее в себе и никому ничего не отделять от нее. Обратится к нему человек, он с ним поговорит с пятое на десятое, ни о чем...
А можно по-другому поговорить, посочувствовать, привести к покаянию и простить ему грехи. Когда священник творит добро данной ему Богом благодатью, помогает одному, второму, третьему, тогда он неправедным богатством приобретает друзей – молитвенников за себя самого.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)