Меня часто во время молитвы дела отвлекают. Что делать – продолжать молиться или уделить внимание пришедшему?
Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога о любви к ближнему, значит, мы должны все отложить и уделить внимание гостю. Один святой старец молился у себя в келии и увидел в окно, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». А старец с кровати и говорит: «Аминь». Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил – то есть проявил к нему любовь. А это – самое главное!
Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечерние молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, оставив молитву. Выяснили все с человеком и снова продолжаем молитву с того места, где закончили. Правда, у нас бывают и такие посетители, которые приходят не о Боге поговорить, не о спасении души, а попустословить, да кого-то осудить.
А мы таких друзей должны уже знать; когда они к нам приходят, предложить им почитать вместе приготовленный заранее для такого случая акафист, или Евангелие, или книжку святую. Скажите им: «Радость моя, давай помолимся, почитаем акафист». Если они с искренним чувством дружбы приходят к вам, то будут читать. А если нет, то найдут тысячу причин, вспомнят сразу о неотложных делах и убегут. Если же вы согласитесь с ними поболтать, то и «некормленый муж дома», и «неубранная квартира» не помеха вашей подруге…
Как-то в Сибири видел интересную сцену. Одна с водокачки идет, на коромысле два ведра, вторая – из магазина, в руках полные сумки. Встретились и повели промеж собой разговор… А я наблюдаю за ними. Разговор у них примерно такой: «Ну, как у тебя сноха? А сын?» И начинаются сплетни. Бедные те женщины! Одна перекладывает коромысло с плеча на плечо, у другой сумки руки тянут. И всего-то надо было парой слов перекинуться… Притом грязь – сумки не поставить… И стоят не две, а десять, и двадцать, и тридцать минут. И о тяжести не думают, самое главное – новости узнали, душу насытили, злого духа потешили. А если в церковь позовут, говорят: «Нам тяжело стоять, ноги болят, спину ломит». А с ведрами да с сумками стоять ничего не болит! Главное язык не болит! Молиться не хочется, а поболтать и силы есть, и язык хорошо подвешен: «Всех проберем, обо всем узнаем».
Архимандрит Амвросий (Юрасов)