После смерти близкого человека не отступает тоска, особенно когда я в одиночестве. Ни к чему не лежат руки. Как быть? Что делать, чтобы выйти из такого состояния?
Знаете, для верующего человека тоски нет. Он не может быть один. У верующего не хватает времени на тоску. Ему надо почитать и Евангелие, и Псалтырь, и акафисты, и каноны. Ему много чего надо сделать. А вот когда человек ничего не делает, не молится, то к нему приступает бес тоски и начинает на него наводить эту страсть. Что надо сделать? Надо прийти в церковь, покаяться и ходить в храм молиться за умершего человека, за себя, за других родственников. Это огромная польза будет и для нас, и для усопшего человека.
У нас очень много случаев, о которых рассказывали на исповеди. Тосковали некоторые до того, что вместо умершего человека к ним являлся бес. А бывало и такое. Поехал я как-то в Сибирь в тот город, где мы жили в землянке. Пришел в тот дом, где жили наши соседи. Я знал здесь когда-то Валентину, в детстве вместе бегали. Потом она выросла, замуж вышла. Через два года у нее заболели ноги и она умерла.
Мать ее рассказывала: «Вот, как Валентина умерла, я все каждый день ходила на кладбище. Заливала слезами всю могилу.
А однажды сижу дома, шью. Слышу: кто-то в дверь постучался. Очки сняла, говорю:
– Войдите.
Смотрю – входит моя Валентина! В длинном платье, в котором я ее похоронила. Это платье на ней, начиная от груди до низа все мокрое. Я даже забыла, что она умерла и говорю:
– Валентина! Что же ты такая мокрая?
– От твоих слез. Нам очень плохо, нехорошо бывает там, когда родственники плачут. Больше не плачь.
Ушла и закрыла за собой дверь. Я вскочила, в коридор бегом, на улицу – ее нет!»
Архимандрит Амвросий (Юрасов)