В Евангелии сказано, что Иуда раскаялся и вернул плату, взятую за предательство Христа. Но это раскаяние не помогло – он пошел и удавился. Значит ли это, что Господь принимает не всякое наше раскаяние?
В случае с Иудой это не раскаяние, а просто отчаяние, если хотите, страх перед всемогуществом Бога. Если бы он искренне раскаялся, то Бог простил бы его. Глубина раскаяния должна соответствовать силе греха. Бог милосердный, Он может простить человеку любой грех, если тот будет усиленно и искренно каяться.
Не прощается только самоубийство и убийство во время разбоя – это когда бандит нацелил оружие на другого человека, но не успел им воспользоваться, так как в ту же секунду получил смертельное ранение.
Самоубийц, как известно, не отпевают в церкви, не хоронят на общем кладбище, за них нельзя молиться. Этих людей ожидает нелегкая участь после смерти, они не будут прощены Богом, потому что закончили свою жизнь грехом. Что же касается разбойников, погибших до того, как они сами совершили убийство, то они совершили грех, покусившись на жизнь другого человека, и не смогли покаяться.
Но любой смертный грех может проститься, если в момент его совершения человек находился в безумии, в состоянии аффекта. Бог прощает людей, страдающих тяжёлыми психическими заболеваниями, например шизофренией, если они совершают даже смертные грехи, ибо они не ведают, что творят.
Впрочем, иногда бывает, что даже опытному врачу сложно отличить истинного больного от мнимого. И только Господь определит, виновен ли этот человек или нет, и по милости своей дарует прощение.