Святейший Патриарх Кирилл: В современном мире, отказывающемся от Бога, исчезает понятие греха
В современном мире, отказывающемся от Бога, исчезает понятие греха, а любая истина становится относительной, поэтому сегодня человечество стоит перед важнейшим нравственным выбором, который никогда в прошлом не стоял так остро, заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время встречи с братией монастыря Зограф. Святейший Владыка посетил один из древнейших афонских монастырей 6 июня 2013 года.
«Без Бога нет абсолютной правды. Если Бога нет, то любая правда относительна, а если правда относительна, то смешиваются понятия добра и зла. А это та почва, на которой только и может прийти антихрист», — сказал Святейший Патриарх, беседуя с монахами.
«Мир сегодня потерял понятие греха. Не существует больше понятия греха, есть понятие, которое называется «модель поведения», «альтернативная модель поведения». Вы так себя ведете — и это ваша «правда», а я так себя веду — это моя «правда», а абсолютной правды нет. А почему это произошло? Потому что люди отказались от Бога», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.
«Мы видим сейчас, что происходит. Однополые браки, эвтаназия, аборты — то, что всегда считалось злом с точки зрения Божественной правды, злом больше не считается», — добавил Святейший Владыка.
По словам Его Святейшества, когда разрушаются понятия добра и зла, люди теряют способность отличать одно от другого и могут с легкостью принимать зло. Навязывание греха происходит более изощренно, чем в тоталитарных обществах. Сегодня человек по своей воле, без формальных ограничений свободы, все чаще делает выбор в пользу греха, и это гораздо страшнее. «Тебе говорят: делай, что хочешь, но при этом мы тебе покажем примеры, которым нужно следовать. Кино, телевидение, массовая культура — это примеры, которые захватывают сознание миллионов людей», — отметил Святейший Патриарх.
«Тяжелее всего спастись в миру, там люди сталкиваются лицом к лицу с искушениями, соблазнами, лжеучениями», — полагает Святейший Владыка, с точки зрения которого сегодня возрастает значение монашеской жизни для всего общества, так как, посещая монастыри, люди «действительно соприкасаются с благодатью».
«Монашеская традиция неслучайно такая строгая. Строгость направлена на создание самых лучших условий для того, чтобы человек мог спасти свою душу. И поэтому нужно соблюдать монашеские традиции, не нужно никаких реформ, никакого приспособления монашеской жизни к современным условиям», — заявил Предстоятель Русской Церкви, отметив необходимость ограничения использования насельниками монастырей новых технологий.
«Сейчас большим соблазном является Интернет, — продолжил Святейший Патриарх. — Многие монахи поступают, на мой взгляд, совершенно неразумно: с одной стороны, они уходят из мира, чтобы создать благоприятные условия для спасения, а с другой стороны, берут свой мобильный телефон и начинают входить в Интернет, где, мы знаем, множество греховного и соблазнительного. И тогда возникает вопрос: когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в Интернет, не должен ли он подумать, а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?»
Святейший Владыка предложил возлагать послушания, связанные с использованием Интернета, на отдельных наиболее опытных монахов. По словам Его Святейшества, ничто, в том числе современные технологии в монастырях, не должно изменять природы монашеского бытия.
6 июня 2013 года из древнего скита Ксилургу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе со своими спутниками направился в Андреевский скит, где молебен.
Визит Патриарха — не политический, а духовный. Но если говорить о значении духовного фактора в отношениях между нашими странами, то он является решающим, потому что в любые исторические эпохи, даже в трудное время холодной войны, мы чувствовали себя друзьями и поддерживали друг друга, не говоря уже о сегодняшнем дне. И единственной причиной, почему это происходит, является единая Православная вера. Мы должны ясно осознавать значение этого фактора и делать все для того, чтобы отношения между нашими Церквами укреплялись, ведь тогда будут укрепляться и отношения между нашими народами.
Такова была главная цель моего визита, и я рад, что ее, насколько понимаю, удалось достичь».
«Если говорить о роли монашества и роли Афона, то она очень велика, потому что монашество в Церкви — как некий краеугольный камень, как колонна, на которую опирается конструкция. Почему? Потому что монахи оставляют все в этом мире, отказываются от того, что дорого и желанно абсолютному большинству людей, и делают это ради одной цели: чтобы полностью посвятить себя Богу через молитву, через созерцание, через добрые дела, через изучение богословия. Именно поэтому монашество всегда было источником для пополнения церковных кадров, включая самые высокие должности в Церкви. Эта традиция восходит к глубокой древности, она эффективно работает и сегодня.
Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров — полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло до XXI века.
Но поскольку монашество афонское не изолировано от мира, это не остров и не археологический музей. Афон связан с современной жизнью, не являясь изолированным островом.
Исторически и географически Афон является полуостровом, у него живая связь с современным обществом, и благодаря этой связи духовные импульсы афонского монашества воспринимаются очень многими людьми.
Я могу судить по нашим людям, например, в России, Украине… Я могу говорить о тех, кто еще вчера не мог себя назвать православным, но сегодня через опыт соприкосновения с Афоном стал православным человеком со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть взятием на себя определенных обязательств по отношению к окружающему миру и людям.
Афон действительно является источником духовной силы для православного монашества. Для России так сложилось исторически, потому что через Афон мы получили наше монашество, обрели очень много с точки зрения духовного опыта. Сегодня эта роль Афона становится все более значимой».