Престольный праздник
Каждый храм имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви.
В старые времена престольный праздник отмечали широко, с размахом. Накануне, вечером – Всенощная. Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику. Труд мужчин требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо крестный ход, либо обход причта.
Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.
Крестные ходы проводили по-разному. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви. Крестный ход до источника. Если источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь крестный ход отправлялся на значительное расстояние. Или – обход всего прихода, когда обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень. После крестного хода устраивалось гуляние в конкретной деревне, утром крестный ход вставал и шел дальше.
Сами гуляния устраивались в разных вариантах. Если гуляние шло в большом волостном, то в этом селе часто устраивалась ярмарка. Если первый день был посвящен строгому культовому освещению праздника, то на второй день открывалась ярмарка, и параллельно шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Если это был летний праздник, накрывали столы и в складчину устраивали стол крестьяне данной престольной деревни.
В последнее время перед революцией и после революции чаще все-таки устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из других деревень, нередко приглашали батюшку, дьякона и весь причт и, таким образом, организовывался собственно стол. При этом соблюдалась некая достаточно жесткая схема застолья. Начиналось все, особенно если приходил причт, с освящения стола, а затем пели тропари. Псалмы пелись обязательно. Собственно начало стола было связано с исполнением духовных песен. Это народные духовные песни, не церковные.
Молодежь гуляла в полном смысле слова, гуляла по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по улице, которая считалась в данном случае праздничной. Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку. И на окраине деревни, как правило, танцевали, плясали русского. Совсем маленьких не допускали, то есть тех, кто еще не достиг 14-15 лет.
Еда очень четко зависела, от времени поста потому что в постное зимнее и весеннее время, как правило, на стол накрывали только квашенную капусту, варили уху и пекли пироги с рыбой. Очень ограниченный был стол. Если это было лето или осень, тогда просто с огорода овощи раскладывали. Могли сделать тушеные овощи, свежие овощи. Если говорить о скоромном столе, то, конечно же, пища была обильная и разнообразная. Как правило, 4 перемены блюд делали. Сначала пироги, потом щи или супы какие-то крупяные, но мясные, и на третье «жа́ркое» так называлось (ударение на первом слоге) – птица жареная, баранина жареная, телятина, свинина. И еще четвертое было. Обязательно сдобу употребляли. И постоянно пили чай. Это особенное. Самовар должен был постоянно кипеть. Разливали чай и снова заливали самовар.
После закрытия церкви престольные праздники сохранялись. Подточила престольные праздники даже не борьба советской власти, потому что закрытие церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника, а подкосил отток крестьян, отток молодежи из деревни, то, что уезжали в районные центры, в областные центры, в столицу.
Сейчас другие времена, хотя церковь не гонима, но традиции были подорваны во времена безбожной власти, люди стали другими. Восстанавливать былые традиции, народное благочестие трудно и долго. Но престольные праздники возвратились вместе со Церковью, православный народ полюбил их. Как в далеком прошлом прихожане накануне праздника прибирают храм, готовятся к исповеди и причастию, несут продукты на стол вскладчину.
Наши предки создали Святую Русь: они приняли христианство во всей полноте, их жизнь строилась на соблюдении заповедей Божиих. Наши предки были крепки телесно и духовно. Они создали Русскую Православную Церковь, сильное Российское государство, своеобразную могучую культуру, основанную на православном вероучении. И все это было утрачено их потомками. С конца ХХ века вера, по воле Божией, вновь стала открытой, доступной всем. Народ пошел в церковь.
Апостол Петр сказал: «Лучше бы вы не крестились…» (2 Петр, 2-23). Многие внешне – христиане, а внутри – те же самые алчные эгоисты. Господь дает нам еще один шанс для устроения гармоничного человеческого общежития на земле, для этого и создан этот мир, даны Заповеди Божии. Но христианство слабеет, разбавляется мирским духом. Люди пытаются приспособить православие к этому миру, чтобы наша вера была служанкой обыденной жизни, чтобы жизнь была удобной и комфортной и никак не хотят принять того, что спасение дается большими телесными и духовными трудами, часто скорбями. Каждый христианин несет ответственность за собственное будущее, будущее семьи, страны, Земли. Это правильные и справедливые слова, нам остается молить Бога дать сил для того, чтобы следовать Божиим заповедям.
Общественная молитва, читаемая во время крестного хода призывает благодать Божию на поселение, в котором живем, на детей, на себя, на соседей, на народ, и на всю страну. Общая молитва усиливает наши просьбы к Господу Богу.
В храме может быть придел – дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день). Службу, совершаемую в приделе, называют вторым престольным праздником.