В селе действует Свято-Никольский храм.
Возвращаясь из Феодосии, кортеж императрицы остановился у свежевыстроенных 12-ти домиков-землянок, построенных из калыба (земляного кирпича), обмазанных глиной от стен до крыши включительно. Такая архитектура объясняется тем, что крепостные девки были из Украины, где тогда строились такие землянки. Взглянув на эти строения, обмазанные глиной, Екатерина удивилась и сказала: "Ну и быть тебе Мазанкой" – так село получило свое имя.
Первые землянки были построены в районе Верхней Мазанки, т.е. до изгиба речки (сейчас это восточная часть села, а ниже по речке были сплошные заросли: лес, кустарники, камыши, где водились волки). В лесу встречались дубы до метра в диаметре.
Шли годы, образовывались новые семьи. Осваивались новые земли, надо было выходить из балки, т. к. к началу 80-х годов XIX в. в Мазанке было уже 100 дворов, о чем указывал стоящий перед селом столб. В своем движении они шли на восток по длине речки Бештерек и на юг - в сторону Малой речки.
Наследники Губских, Борзовых, Артемьевых, Щегловых, продвигаясь вверх по реке Бештерек, образуют новые поселения: село Лесноселье и выше по течению – село Соловьевка (первое название от того, что оно в лесу, второе – там поют певучие соловьи).
Со временем, наследники Губских, отрываясь от речки Бештерек, уходят вверх на юго-запад, и, освоив землю на опушке леса, закладывают село Опушки.
Первые выходцы из Мазанки появились и в балке, западнее Мазанки, где первым поселенцем был Пантелей Щеглов, почему новый поселок и был назван в его честь – Пантелеевкой. Примерно в это же время Филипп Еремеев построил землянку на горе западнее Мазанки своему сыну Спиридону Еремееву, и поселок называется Спиридоновка.
Мазанская церковь – одна из немногих в Крыму работала и продолжает службу и в настоящее время. Во второй половине XIX в. в Крым (в т. ч. и в Мазанку) хлынула новая волна помещиков, которые стали прибирать к рукам общинную землю поселян Мазанки. Так помещиками Ширинским, Осмоловским, Джексоном, Соловейчиком были захвачены все окрестные земли жителей Мазанки, и из ранее выделенных 1,7 тыс. десятин у них осталось 700. Причем захват (запашка) производилась путем подкупа старосты села, сговора с приставом и т.д., а "темнота" крестьян не давала им возможности отстоять свои земли.