День за днем. 18 Мая
Блаженны алчущие и жаждущие правды
Мф. 5, 6
Знаменитый ваятель Торвальдсен долго, с возрастающим воодушевлением работал над статуей Христа, но, говорят, когда он окончил работу, им овладела глубокая грусть. На вопрос о причине этой грусти он отвечал: «Я первый раз в жизни удовлетворен моим произведением; до сих пор моя мечта далеко превышала все то, что я мог исполнить, теперь же, когда мне кажется, что я достиг высшего идеала, мне больше нечего ожидать, не к чему стремиться».
Удовлетворившись своим произведением, достигнув своей цели, он как будто сразу ослабел и потерял энергию и радость в дальнейшем творчестве. Не соглашаясь с мыслью великого художника о достижимости того идеала, который представляет для нас облик Спасителя, несмотря на высоту художественного создания, мы не можем не согласиться с глубиной и верностью высказанной им мысли. Если бы чувства наши, потребности и стремления могли быть чем-либо удовлетвориться навсегда здесь, на земле, то для нас настало бы усыпление, и нравственный рост души нашей должен был бы прекратиться.
Закон этот применяется к каждой жизни. Голод есть признак здоровья в живом организме, жажда познания есть признак развития умственных способностей. Если бы не было этой жажды, наступил бы застой. В духовной жизни голод и жажда, недовольство собой доказывают стремление к высшему идеалу.
Блаженны алчущие и жаждущие правды: блаженны неудовлетворенные, блаженны ненасытные, вечно желающие все большей и большей любви, вечно стремящиеся горе. Эта сильная жажда духовная, это неудержимое, пламенное желание и стремление к более тесному, более близкому, полному, совершенному общению с Богом есть признак здоровой духовной жизни, явление пробудившейся возрожденной души. В этом неутомимом стремлении к лучшему, в этой как бы тоске по родине, по новой жизни, по всестороннему совершенству кроется идеал христианского духа.
Так преисполнен изобилия источник Божий, что не вмещает его сразу душа человеческая, и простирается к Нему вновь и вновь, с постоянно возобновленной жаждой. Он удовлетворяет и услаждает ее и этим самым вызывает в ней все большее желание наполниться им.
Наполняя душу, источник Божий ее расширяет и переполняет, так что благодать льется через край и простирается на других.