День за днем. 30 Декабря
Любовь никогда не перестает; хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится
(1 Кор. 13, 8)
Наступающий новый год наводит обыкновенно на мысль о кратковременности всего земного. Мне кажется, однако, что это время года должно напоминать о том, что никогда не перестает. Когда год уходит за годом в вечность, я не скорблю о том, что он уносит с собою, скорее поражаюсь тому, что он оставляет нам. Такое же впечатление, по-видимому, испытал апостол Павел. Для него естественно, что пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, но он поражен тем, что любовь никогда не перестает, — торжествующая нота слышится в этом возгласе.
И мы, заканчивая этот год, постараемся вспомнить о всем том, чем мы обогатились в течение его не на время, а навсегда. Что же сказать о любви, которая никогда не стареет, которая не знает ни времени, ни пространства, которая по существу своему бесконечна, безгранична? Я бы сказал, что мысль о ней должна преобладать в нас при начале нового года.
Есть нечто в мироздании, над чем время не имеет власти — это человеческое сердце. Все остальное истощается, как бы изнашивается; способности слабеют, силы изменяют нам, память притупляется, но сердце остается неизменным — оно не должно утратить способности к любви, оно должно всегда оставаться широко открытым для всего высокого и прекрасного, для всякой нужды, для всякого горя. Сердце человеческое — это то растение, которое не гибнет от бури и непогоды, но зеленеет и цветет даже среди морозных снежных дней.
В нем звучит песнь любви и тогда, когда голос изменяет нам. Когда взор помрачен, ясный луч веры проникает в этот мрак и озаряет его. Не смотрите же на увядающие листья. Сердце ваше осталось юным вопреки протекшим годам.
Та вечная любовь Божия, пославшая радугу после потопа, не изменилась и до сего дня, взор Божественной любви не омрачился, силы ее не ослабели. Небо и земля исчезнут, но любовь пребудет вовеки.