Иерархические награды Русской Православной Церкви
Положение о наградах Русской Православной Церкви
Документ утвержден на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года.
Действующее положение о наградах принято Архиерейским Собором 5 февраля 2013 года.
I. ПРЕАМБУЛА
Награды Русской Православной Церкви (далее — награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.
Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.
II. ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.
Иерархическими наградами являются:
• повышение в сане;
• элементы литургического облачения, несущие духовное значение;
• богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш...»).
В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем.
При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.
1. Последовательными наградами для епископата являются:
• сан архиепископа;
• сан митрополита.
Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями.
Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии.
Примечание. Архиереи, ранее удостоенные этой награды, сохраняют право ношения второй панагии только в пределах своих епархий (юрисдикций).
Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).
Примикирий используют Святейший Патриарх за всеми богослужениями; Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейшие митрополиты Токийский и всей Японии, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдавии, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей — в пределах своих юрисдикций; епархиальные архиереи — в пределах своих епархий.
3. Последовательными наградами для священства являются:
Набедренник. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого.
Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.
Камилавка фиолетового цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником.
Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.
Наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет.
Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через десять лет служения в священном сане.
Палица. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих — игумена).
Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева.
Крест с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей.
Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за тридцать лет беспорочного служения Церкви Божией.
Примечание. При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.
Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной Миссии носит митру с крестом.
Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Богослужебным уставом).
Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой.
Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш...». Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.
Патриарший крест. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
Сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
4. Последовательными наградами для диаконства являются:
Двойной орарь. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.
Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря, передний, более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.
Cан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через двадцать лет служения в сане диакона.
Камилавка фиолетового цвета. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через десять лет после возведения в сан протодиакона.
Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.
Сан архидиакона (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за тридцать лет беспорочного служения Церкви Христовой.
Примечание. Сана архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен старший диакон Патриаршего кафедрального собора.
5. Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста. За многолетнее усердное служение настоятельницы монастырей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены возведения в игуменское достоинство. За особые заслуги игумении указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями.
6. Правила использования жезла и посоха.
Жезл служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Также жезл является символом апостольского преемства. Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана. Архипастырский жезл имеет также сулок (четырех-угольный вдвое сложенный плат). Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана. Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может использовать за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через царские врата.
При посещении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют посох в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием, жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, а в его отсутствие (или если он не совершает богослужения) — первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее и посох в присутствии епархиального архиерея.
Если богослужение или мероприятие проводится не на Патриаршей территории, во время соборного служения в отсутствие Патриарха каждый архиерей может использовать жезл, а при участии в мероприятиях — посох.
Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане архимандрита (игумена) указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права использования игуменского посоха за богослужением. Настоятель (наместник), удостоенный права использования игуменского посоха за богослужением, имеет право использовать посох и вне богослужения в пределах своей обители. Во время архиерейского богослужения настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох. Настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужения архиерея. В присутствии архиерея настоятель (наместник) не использует посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) архимандрит (игумен) не имеет права использовать за богослужением игуменский посох.
Настоятельницы женских монастырей в сане игумении за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права использования игуменского посоха. Они не используют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря в сане игумении не имеют права употреблять игуменский посох.
7. Право награждения.
Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом находится в компетенции епархиальных архиереев. По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей Святейшему Патриарху. Сведения о награжденных в течение года набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, подаваемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных межнаградных сроков по этим наградам в отчете указываются причины этого сокращения.
8. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении духовенства к наградам.
Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси до начала Великого поста. Списки оформляются по утвержденной форме и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих — саном игумена) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи.
Представление к внеочередным наградам подается отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. Межнаградные сроки могут быть сокращены при назначении клирика на требующую того должность либо за особые церковные заслуги.
III. ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ>>>